04.03.2009

Георгий Кнабе "Культура как норма и культура как причуда. Cultus в Древнем Риме"

26 февраля в рамках подготовки к  гуманитарным чтениям РГГУ - 2009 прошел круглый стол «Человек и его мир на пересечении образа и текста: Новые исследования, сюжеты, подходы», организованный Центром визуальной антропологии и эгоистории. С основным докладом «Культура как норма и культура как причуда. Cultus в Древнем Риме» выступил д. ист. н., акад. Российской академии гуманитарных исследований, проф. Г.С. Кнабе.

В кратком вступительном слове модератор круглого стола д. ист. н., директор УНЦ ВАиЭ Н.И. Басовская, заметив, что докладчик и его работы едва ли нуждаются в специальном представлении, обратила внимание на то, что исследования Г.С. Кнабе всегда чрезвычайно актуальны, всегда идут немного «впереди» раздумий гуманитарных наук о наиболее фундаментальных проблемах.

ГС Кнабе и НИ Басовская

В докладе Г.С. Кнабе была предложена оригинальная интерпретация важнейших культурологических понятий, прослежена их связь с визуальной культурой Древнего Рима и современности. Автор говорит: «Разрешаемое противоречие между обществом и личностью, если оно зафиксировано в принятых нормах жизни, есть цивилизация; если оно осознано и пережито, оно есть культура. Без них жизнь людей невозможна, полное исчерпание ими жизни тоже невозможно: я не могу стать как все, все не могут стать как я. Одна из форм разрешения этого противоречия - праздник. Есть что-то забавное и отрадное, причудливое и странное в отдыхе цивилизации от культуры, без которой можно на короткое время попраздновать, но всерьез-то жить нельзя. А если одновременно можно и нельзя, тогда культура становится игрой в культуру. Культурные римляне придумали такую игру и назвали ее «cultus»».

ГС Кнабе

Главный вопрос, на котором сконцентрировал внимание докладчик, был связан с современностью: не в ту же ли самую игру погружаемся мы сегодня, видя, как мир захватывает стиль современной постмодернистской архитектуры? Когда мы, например, смотрим на панораму строящегося Москва-сити, Международный Дом музыки за Павелецким вокзалом, Дома областных представительств на Весковском переулке, парижский Бобур или Раухштрассе в Берлине, мы видим ту самую игру в культуру, ведь культурная программа архитектурных сооружений такого типа строится на чувстве полного освобождения от истории, замены ее причудой.

В ходе обсуждения доклада В.И. Уколова (МГИМО) заметила, что Г.С. Кнабе нашел удивительно верные точки соприкосновения между Древним Римом и современностью. Она добавила, что нечто подобное той «игре в культуру», о которой говорил докладчик, происходило с латинским языком, когда возникала украшенная «идеальная латынь», «прикидывающаяся латынью». В.И. Уколова также обратила внимание на парадокс: вопреки стремлению остаться индивидуальными, порвав со временем, города становятся одинаковыми.

И.Н. Данилевский  (ИВИ РАН) отметил, что докладчиком были подняты вопросы, имеющие глубокие философско-методологические смыслы. В частности, касающиеся таких занимающих историков проблем, как соотношение общего и индивидуального, массового и уникального, типичного и особенного, необходимого и случайного, привычного и неожиданного. И.Н. Данилевский провел также параллели между архитектурными образами современных городов и городом без стен в фильме Ларса фон Триера «Догвиль».

А.Л. Доброхотов (МГУ) отметил способность докладчика сочетать ремесло историка и философа при высокой «степени оптики». Его особое внимание привлекла прозвучавшая в докладе метафора «причуды». Полемизируя с ее интерпретацией Г.С. Кнабе, А.Л. Доброхотов  заметил, что в современной архитектуре он не видит подлинной причуды: в ней нет напряжения, «нерва», нет отталкивания от нормы. Он также высказал мнение, что образы современного города, представленные в докладе, это не само будущее (Future), а попытка заполнить будущее: архитектура будущего, скорее всего, будет совсем иной.

Участники семинара

В заключительном слове модератор круглого стола Н.И. Басовская отметила, что в докладе Г.С. Кнабе нашло точное отражение тревожное состояния сегодняшнего социума, то, как взаимодействуют связанные воедино эпоха и образ индивидуального «я».

Развернутые тезисы доклада Г.С.Кнабе см.: http://www.gumchtenia.rggu.ru/article.html?id=78273

Иллюстративный материал («Made in Future»):

http://www.future-media.ru/

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц