17.12.2010

Екатерина Деготь в проекте "Профессия куратор"

16 декабря на очередном заседании научного семинара ЦВАЭ в рамках проекта "Профессия куратор" выступила Екатерина Юрьевна Деготь – искусствовед, критик, куратор.

В начале своего выступления она обратилась к историческому становлению профессии. Фигура куратора появилась в конце ХIХ – начале ХХ века; в России одним из первых "кураторов" можно считать Казимира Малевича, организовавшего выставку "0.10" (1915), где его "Черный квадрат" висел в "красном углу" – месте, где обычно вешают иконы. Практику кураторства осваивали и развивали в дальнейшем Марсель Дюшан (1920-е), дадисты (1930-е), "расцвет" ее приходится на 1960-е годы, а к 1990-м кураторство становится нормой выставочной деятельности. Этому способствует и "креативная неолиберальная экономика", для которой важным оказывается не само произведение, а его реклама и подача. Однако сегодня кураторство превращается в услугу, а сам куратор становится "менеджером посткритического производства", индивидуальным предпринимателем, продающим свои идеи.

Далее Е.Ю. Деготь озвучила собственные кураторские принципы: это работа с готовыми произведениями, не предполагающая сотворчества с художником; "монтаж" как идеологическая и диалогическая модель в качестве основы экспозиции; привлечение "нехудожественного", "контекстного", "краеведческого" материала; дидактическая направленность выставки в противовес ярмарочному пониманию искусств как товара.

de ip

Свой первый кураторский проект 2000 года – "Память тела. Нижнее белье советской эпохи» (совместно с Ю. Демиденко) – Деготь задумывала как антропологическую выставку, реконструирующую "взгляд снизу". Пошив нижнего белья в СССР долго оставался сферой "личного" и "частного" (промышленное производство белья в стране началось только в 1970-е), сферой свободы и сопротивления: в белье ходили мужчины на коммунальных кухнях и купальщики на общественных пляжах. Выставка в Манеже – "Борьба за знамя. Между Троцким и Сталиным. 1926–1936" (2009) – показывала поиски художественных форм в искусстве на начальном этапе формирования советского государства: живопись, фотографии, плакаты в монтажной развеске были дополнены работами-"цитатами" современного художника Авдея Тер-Оганяна. К работе над выставкой Петра Субботина-Пермяка "Кудымкор – локомотив будущего", Деготь пригласила художника Леонида Тишкова: архив пермского художника-авангардиста был показан в Пермском музее и московской галерее "Проун". Оригинальные экспозиционные решения были опробованы Деготь в ходе подготовки выставки Дмитрия Александровича Пригова в Московском музее современного искусства: здесь были представлены партитуры исполнения перформансов (в увеличенном виде), часть рисунков и текстов была размещена в горизонтальной плоскости, копии самиздатовских книжек располагались на вертикальной стене так, что их можно было полистать. В рамках "Уральской биеннале" в Екатеринбурге Е.Ю. Деготь представляла выставку основного проекта – "Ударники мобильных образов", где также были соединены разножанровые работы: инсталляции современных художников представлялись "в контексте" коллекции эротической рекламы, собранной свердловским художником-графиком в 1980-е и pin-up плакатов, оставшихся на стенах заводов с 1990-х.

В ходе обсуждения доклада были затронуты вопросы об отсутствии связующего звена между музейной средой и средой академической, о монополизации музейными институциями производства выставок, о трудностях, стоящими перед молодыми кураторами в ходе представления и реализации собственных проектов.

На заседании присутствовали студенты РГГУ, преподаватели ГУ-ВШЭ, сотрудники музейного центра РГГУ, художники, философы, галеристы.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц