13.10.2010

Юрий Аввакумов в проекте "Профессия куратор"

7 октября 2010 года состоялось очередное заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории. Это была первая встреча в рамках совместного проекта «Профессия куратор» факультета истории искусства РГГУ, ЦВАЭ и Государственной галереи на Солянке (модератор – кандидат филологических наук Анна Петрова).

С кратким вступительным словом на заседании выступила директор ЦВАЭ доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская. Она представила докладчика как одну из самых известных фигур современного российского искусства, чья разносторонняя деятельность с трудом определяется в традиционных понятиях.

cur1  cur2

Затем свои выставочные проекты представил и прокомментировал основной докладчик Юрий Игоревич Аввакумов. Его кураторская деятельность выросла из «общественной» – в начале 1980-х он пропагандировал архитектурные конкурсы в Московском архитектурном институте (МАРХИ): переводил конкурсные задания и отсылал работы за рубеж, чаще всего в Японию. В 1984-м состоялась первая выставка «Бумажной архитектуры», представившая проекты, не реализованные на практике.  Так документы и макеты, попадавшие в экспозицию, превращалась в объекты концептуального искусства. Выставки «Бумажной архитектуры» проходили и позднее (последняя состоялась в 1992 году). В 1988 году Аввакумов работал над выставкой «Фантазия против утопии» в рамках 17-й Триеннале в Милане: здесь ряд колонн из металла с миниатюрными ложками-вилками (продовольственная утопия), солдатиками (утопия вооружения) завершался круглым напольным зеркалом – возможностью следующей колонны, следующей утопии. В Российском павильоне венецианской Архитектурной бьеннале Аввакумов поместил шкаф с ящиками (куратор-архиватор), в которых «хранилось» 480 проектов нереализованных архитектурных сооружений (города будущего, мосты будущего, жилье будущего). Такая организация материала вынуждала зрителя выдвигать каждый из них, дополняя визуальное освоение экспозиции телесным. В выставочном проекте «Роддом», представившем проекты родильных домов, все макеты были размером и весом с новорожденного младенца (ВХУТЕМАС, 2-я Биеннале Современного Искусства). Этот же проект, привезенный позднее в венецианскую барочную церковь, получил другое дизайнерское решение – оболочку-ковчег из гофрокартона с лазерной перфорацией, в центре которого оказалась могила дожа-мецената. В 2007 году, готовя выставку «Арабески» в Пирогово (проекты лучших загородных домов), Аввакумов выступил как режиссер и сценограф – к сотрудничеству были приглашены танцовщицы, которые должны были исполнять 12 танцев по мотивам архитектурных проектов. Этот проект-исследование отсылал к практикам Оскара Шлемера, Айседоры Дункан и Рудольфа Штайнера. В проекте куратора Йоргена Хартена «Пятый Элемент, Искусство или Деньги» Аввакумов из дизайнера стал художником-участником, представив купол из вращающихся зеркал-медуз. Работой с новыми технологиями – панорамированием – стал проект в оцифровки кабинета Давида Саркисяна, директора Музея архитектуры, представленный в настоящее время в руине музея. Проекты Юрия Аввакумова  стали наглядным примером разноплановой и разнохарактерной деятельности архитектора, дизайнера, архивиста, историка, художника, коллекционера и общественного деятеля, которая объединяется емким понятием «куратор».

 пу  ав

В заседании приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты различных подразделений РГГУ, ГУ-ВШЭ, МГУ, Государственного университета искусствоведения, работники музеев, художники, кураторы, критики.

Иллюстрации:

  1. Выставка молодых архитекторов. ЦДХ, Москва, 1985
  2. Бумажная архитектура. Фантазии против утопий. Дворец искусств, Милан, 1988


Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц