28.05.2010

Людмила Бредихина "Антропология копулярного субъекта." Оксана Саркисян "Конструкты женственности в постсоветском современном искусстве"

27 мая 2010 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялось очередное заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории. Вопреки традиции были представлены сразу два доклада, близкие по проблематике. С докладом "Антропология копулярного субъекта. Бесполая телесность в современном искусстве 1990–2000 гг." выступила Людмила Бредихина, художественный критик, куратор, специалист в области гендерных исследований. Она предложила свой взгляд на черты образности мужского/женского субъектов, характерные для советской и постсоветской арт-сферы. По ее мнению, тоталитарное советское прошлое придавало оппозиции "мужское – женское" определенную специфику: оппозиция полов оказалась лишенной антагонизма, традиционного для феминистских представлений о сексуальном различии и субъекте (что, по мнению докладчицы, наблюдается и в постсоветский период). Именно тоталитарной ситуацией определялась специфика образов мужчины/женщины в советское время, позволяя говорить о "синдроме заложника/заложницы", "копулярном субъекте", "окопной паре" (совместно противостоящей не только трудностям жизни, но и самому государству), "экзальтации материнского" (женское оказывалось поглощенным материнским). Доклад сопровождался образным видеорядом, построенном на творчестве московских и санкт-петербургских художников и художниц (фотографии, инсталляции, документация перфомансов).

С докладом «Конструкты женственности в постсоветском современном искусстве» выступила Оксана Саркисян, преподаватель РГГУ, независимый куратор и арткритик. Она остановилась на проблеме гендерных ролей советской мифологии в творчестве художниц постперестроечного периода. Докладчица указала на андрогинность "советского человека", представленного на плакатах и в прочей политизированной художественной продукции. В развитии "образов женственности", по мнению докладчицы, можно выделить два периода. Ранний перестроечный период дал опыт деконструкции советского опыта – маскулинности женского образа. Но, по мнению О. Саркисян, он сменился новой социокультурной ситуацией второй половины 1990-х, которая породила новое обращение к советской мифологии, ностальгию по "советскому".

Комментируя изображения (произведения художниц круга московского концептуализма), докладчица показала, как в начале 90-х осуществлялась деконструкция, и как позднее шло "возвращение" к советской образности – уже "не страшной", поскольку раз отвергнутой и "пережитой". О. Саркисян предположила, что для этого поколения художниц за поэтикой героизма, граничащего с милитаризмом, со временем неизбежно возникает силуэт Родины-матери, который возвращает к патриархальным образам материнства. Здесь, обращаясь к области, где рефлексия и отголоски коллективных бессознательных кодов тесно переплетены, в качестве объяснительной модели явлений перехода бессознательного в сознательное О. Саркисян использовала концепт материнского пространства (хоры) известного теоретика психоанализа Юлии Кристевой. В качестве иллюстративных материалов были представлены произведения художниц круга московского концептуализма – А. Альчук, Е. Елагиной, М. Константиновой, Л. Резун-Звездочетовой, а также Н. Турновой и Н. Котел; Кибер-фемин-клуба, групп "Фабрика найденных одежд", "Четвертая высота", творческого союза А. Абазиевой и Е. Ковылиной и др.

В ходе обсуждения докладов был поднят ряд проблем, связанных с проблемами восприятия произведений концептуализма, методов использования "советских образов" художницами этого направления. В заседании приняли участие художники, кураторы, критики, а также преподаватели и студенты различных подразделений РГГУ.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц