13.10.2018

Елена Карпенко "Гендер, норма и социальный порядок: сравнительный анализ анимационных сериалов «Приключения Лунтика и его друзей» (2006-н.в.) и «Маша и Медведь» (2009-н.в.)"

11 октября 2018 г. в Центре визуальной антропологии и эгоистории РГГУ состоялось заседание научного семинара.

 

 2                                1

Семинар открыла кратким вступительным словом директор Центра, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская. С докладом «Приключения Лунтика и его друзей» и «Маша и Медведь»: Гендер, норма и социальный порядок» выступила кандидат философских наук, доцент школы культурологии ФГН НИУ ВШЭ Елена Константиновна Карпенко. Она обратилась к анализу анимационных сериалов, которые снискали популярность не только в нашей стране, но и во всем мире: «Приключения Лунтика и его друзей» (студия «Мельница») и «Маша и Медведь» (студия «Анимаккорд»). Докладчица остановилась на «мифологии происхождения» героев обоих мультфильмов, которых объединяет то, что они существуют самостоятельно, «без семьи». Лунтик, родившийся на Луне и «упавший» с неё на Землю, поселился у «пчел» бабы Капы и деда Шера; девочка Маша, выйдя на станции железной дороги, «поселяется» в домике одна (затем случайно знакомится с Медведем).

Е.К. Карпенко провела сравнительный анализ двух дискурсивных моделей, положенных в основу сериалов, рассмотрев этический, когнитивный, эмоциональный аспекты фильмов, а также поведенческие характеристики их главных персонажей. Она показала, в каких именно сюжетах детская аудитория в зрелищной форме получает представления о гендерной и групповой идентичности, о социальных нормах и границах допустимого поведения, об основаниях и мотивах власти и подчинения. Докладчицей были рассмотрены «срезы образности» фильмов, их семантика топосов «лес» и «поле», репрезентация в них телесности и гендерных отличий детей и взрослых, их речевые и педагогические модели, символические функции языка героев.

В работе семинара приняли участие студенты, преподаватели и научные сотрудники РГГУ (в частности, Института психологии им. Выготского), МГУ им. Ломоносова, Института философии и права Сибирского отделения РАН, НИУ Высшая школа экономики и других научных учреждений.

Доклад вызвал живой отклик у присутствующих, единодушно подчеркнувших значимость анимации в формировании базовых установок детского сознания. Слушателями были заданы многочисленные вопросы докладчице и высказаны различные соображения относительно возможных способов интерпретации представленных мультфильмов. В частности, относительно отличий их задач и возрастной адресности (если «Лунтик» – это обучающий анимационный сериал для детей дошкольного возраста, то «Маша и Медведь» имеет более ориентирован на более широкую аудиторию и не специально не ставит обучающие цели). В ходе оживленной дискуссии был отмечен высокий потенциал российской анимации.

11 октября 2018 г. в Центре визуальной антропологии и эгоистории РГГУ состоялось
заседание научного семинара.
Семинар открыла кратким вступительным словом директор Центра, доктор
исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская.
С докладом «Приключения Лунтика и его друзей» и «Маша и Медведь»: Гендер,
норма и социальный порядок» выступила кандидат философских наук, доцент школы
культурологии ФГН НИУ ВШЭ Елена Константиновна Карпенко. Она обратилась к анализу
анимационных сериалов, которые снискали популярность не только в нашей стране, но и во
всем мире: «Приключения Лунтика и его друзей» (студия «Мельница») и «Маша и Медведь»
(студия «Анимаккорд»).
Докладчица остановилась на «мифологии происхождения» героев обоих
мультфильмов, которых объединяет то, что они существуют самостоятельно, «без семьи».
Лунтик, родившийся на Луне и «упавший» с неё на Землю, поселился у «пчел» бабы Капы и
деда Шера; девочка Маша, выйдя на станции железной дороги, «поселяется» в домике одна
(затем случайно знакомится с Медведем).
Е.К. Карпенко провела сравнительный анализ двух дискурсивных моделей,
положенных в основу сериалов, рассмотрев этический, когнитивный, эмоциональный
аспекты фильмов, а также поведенческие характеристики их главных персонажей. Она
показала, в каких именно сюжетах детская аудитория в зрелищной форме получает
представления о гендерной и групповой идентичности, о социальных нормах и границах
допустимого поведения, об основаниях и мотивах власти и подчинения. Докладчицей были
рассмотрены «срезы образности» фильмов, их семантика топосов «лес» и «поле»,
репрезентация в них телесности и гендерных отличий детей и взрослых, их речевые и
педагогические модели, символические функции языка героев.
В работе семинара приняли участие студенты, преподаватели и научные сотрудники
РГГУ (в частности, Института психологии им. Выготского), МГУ им. Ломоносова,
Института философии и права Сибирского отделения РАН, НИУ Высшая школа экономики
и других научных учреждений.
Доклад вызвал живой отклик у присутствующих, единодушно подчеркнувших
значимость анимации в формировании базовых установок детского сознания.
Слушателями были заданы многочисленные вопросы докладчице и высказаны
различные соображения относительно возможных способов интерпретации представленных
мультфильмов. В частности, относительно отличий их задач и возрастной адресности (если
«Лунтик» – это обучающий анимационный сериал для детей дошкольного возраста, то
«Маша и Медведь» имеет более ориентирован на более широкую аудиторию и не
специально не ставит обучающие цели). В ходе оживленной дискуссии был отмечен
высокий потенциал российской анимации .
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Официальный сайт «Лунтик»
Официальный сайт мультфильма «Маша и Медведь»


Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц