29.09.2017

Ирина Кулакова "Проблемы религиозной идентичности членов масонских кружков (по материалам эгодокументов 2 пол. XVIII века)"

29 сентября 2017 г. состоялось совместное заседание Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ и научного семинара Научного Центра Истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

С докладом «Проблемы религиозной идентичности членов масонских кружков (по материалам эгодокументов 2-й половины XVIII века» выступила к.и.н., доцент кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ, сотрудник ЦВАиЭ РГГУ Ирина Павловна Кулакова.

 

1

 

Доклад И.П. Кулаковой был посвящен особенностям религиозного сознания членов масонских кружков, являвшихся частью интеллектуальной среды России рассматриваемого периода. Основным материалом для исследования послужили немногочисленные сохранившиеся дневниковые тексты их членов.

Расширение репертуара переводного чтения, в том числе «вольнодумных» книг французских просветителей, становление и распространение масонских религиозных установок – все это несло с собой то время, «исторический и культурный аромат которого заключен в богатстве, неопределенности, незавершенности» (Ю.М. Лотман).

Докладчица подробно рассказала о привлеченном ею архивном материале – дневнике молодого канцеляриста Сената А.Я. Ильина, жизнь которого проходила в духовной атмосфере масонских кружков середины 1770-х гг. Фигура автора дневника с трудом складывается в единый цельный образ. С одной стороны, он проявляет интерес к мистическим практикам масонства (и является знатоком ритуальных практик), с другой, будучи связан с университетской средой, он достаточно «просвещен», а с третьей, проявляет приверженность обычаям и практикам традиционного православия, поддерживая связи с Ростовом, где в духовной консистории служил его отец. Ильин не привержен «вольтерьянству» (хотя, судя по воспоминаниям других членов масонских организаций, тексты «безбожников» читались ими, часто порождая «душевный надлом» и заставляя искать опору в масонстве).

Масонская идеология, пришедшая из Европы, приобретала в России свою специфику: если в Европе ложи распространяли новый тип религиозности, приводивший к неизбежным конфликтам с традиционной религией, то среди россиян 2-й половины XVIII в. превалировало христианизированное толкование масонской деятельности. Реконструируя религиозную идентичность автора дневника, можно констатировать: в его сознании органично совмещались фрагменты разных религиозных концептов (мистического, рационального, традиционно-православного). Они складывались в довольно аморфную систему религиозной идентичности, которая позволяла молодому человеку существовать одновременно в различных социокультурных средах.

Доклад вызвал большой интерес и живую реакцию участников объединенного семинара, среди которых были сотрудники и студенты ПСТГУ, преподаватели РГГУ, а также учащиеся истфака МГУ. Научный руководитель Центра Истории богословия Н.Ю. Сухова выразила благодарность докладчице за привлечение свежего дневникового материала и постановку актуальной темы. Обсуждение доклада позволило участникам выйти на разнообразные проблемы, связанные со спецификой религиозных воззрений россиян эпохи раннего Нового времени.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц