10.12.2017

Филипп Тараторкин "Василий Блаженный и последующие: традиции и новации в русской иконографии юродивых в XVI-XX вв."

8 декабря 2016 г. в Центре визуальной антропологии и эгоистории РГГУ состоялось заседание Круглого стола, проходящего в рамках Гуманитарных чтений РГГУ – 2016.

С докладом «Василий Блаженный и последующие: традиции и новации в русской иконографии юродивых в XVI-XX вв.» выступил Филипп Георгиевич Тараторкин, к.и.н., доцент кафедры истории России средневековья и нового времени Историко-архивного института РГГУ, директор Научно-образовательного центра "Гуманитарный архив РГГУ".

Н.И.Басовская представила докладчика, высоко как авторитетного специалиста по истории Русской Православной Церкви, истории исторической науки и зарубежной историографии истории России.

 

                                                                  1

 

 

Ф.Г.Тараторкин привлек внимание к феномену юродства в русской культурной традиции. Раскрыть его помогло обращение к фигуре святого Василия Блаженного, жизнь которого изобиловала захватывающими сюжетами и яркими деталями. Обличительными речами он приводил в трепет и простых москвичей, и грозных московских государей, а внешним обликом и поведением шокировал окружающих. Его пророчества сбывались, а болящие исцелялись по молитвам к нему.

Докладчик поставил вопросы: почему именно на русской почве расцвело странное и самобытное явление — юродство? Почему его «золотым веком» стало XVI столетие? Почему у русских юродивых, в отличие от их иностранных «коллег», пафос обличения был направлен не на толпу, а на власть? Что такое юродство — психическое отклонение или особый вид подвижничества? По мнению Ф.Г.Тараторкина, рассмотрение типов восприятия юродства церковно-агиографическим каноном, великокняжеской и царской властью, современниками, потомками-писателями, а также врачами-психиатрами позволяет увидеть феномен юродства в его историческом развитии, в богатстве смысловых взаимосвязей, в структуре различных систем ценностей и разных методов исследования.

В докладе были использованы изображения XVI - XVII вв. По мнению автора, иконография юродивого ярче всего проявилась в изображениях Василия Блаженного, ставших особым явлением в русской средневековой визуальной традиции. Сюжеты и символы жития юродивого, типы и разновидности его икон (как и икон его собратьев по лику святости – московских, новгородских, псковских и иных юродивых) составляют, по мнению Ф.Г.Тараторкина, самостоятельную тему в визуальной антропологии русского средневековья в целом.

Доклад вызвал оживленную дискуссию и вопросы, на которые ответил докладчик. В Круглом столе приняли участие студенты, преподаватели и сотрудники ЦВАЭ РГГУ, Историко-архивного института РГГУ, Центра библеистики и иудаики РГГУ, кафедры всеобщей истории РГГУ, НОЦ "Гуманитарный архив РГГУ" и др.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц