26.11.2015

Мария Каспина "Традиционные изображения и тексты на еврейских амулетах"

 

20 ноября 2015 г. состоялось совместное заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории и Центра библеистики и иудаики РГГУ 

С докладом «Традиционные изображения и тексты на еврейских амулетах» выступила к.ф.н., доцент ЦБИ РГГУ и зам. директора по науке Музея истории евреев в России Мария Михайловна Каспина.


1 

 

 

  Доклад был посвящен соотношению визуальных образов и текстов на амулетах ашкеназских евреев,  характерной чертой которых является очень высокий процент текстов и надписей на них.  Большая часть рассматриваемых амулетов была взята из коллекции Музея истории евреев в России и ранее не публиковалась.

 

2          3

 

М.М.Каспиной были рассмотрены тексты и изображения на пергаментных, бумажных, металлических и серебряных амулетах 18 - 20 вв. Особое внимание было уделено также микрографическим композициям (фигурная форма записи текста). Докладчица  поставила вопросы: какие тексты и изображения выбирались, с чем это было связано, какие магические функции им приписывались, кому эти тексты адресовались; какие библейские тексты считаются самыми важными оберегами и почему.

 

7          6

 

Докладчица продемонстрировала  ряд изображений амулетов - от пожара, для защиты рожениц (с текстом 121 псалма; с использованием заклятья изгнания демоницы Лилит). Были также прокомментированы изображения на амулетах, содержащих изображения святых мест Земли Израиля, Стены Плача в Иерусалиме, могил патриархов праведников еврейского народа. - Как и священные изображения, библейские цитаты, используемые в надписях, усиливали апотропеические свойства амулетов, повышая их сакральный статус. Слушатели узнали, какие заговоры и заклинания стали обязательными элементами еврейских амулетов от сглаза, и какие параллели этим сюжетам и мотивам существуют в традициях других народов.

В заседании участвовали исследователи и преподаватели Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ и МГУ им.Ломоносова,  Центра библеистики и иудаики РГГУ,  Музея истории евреев, Центра изучения религии РГГУ, Еврейского музея (Центра толерантности), Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер», а также студенты РГГУ (Института филологии и истории, Историко-архивного института, Института экономики, управления и права)

 

4          5

 

М.М.Каспиной были заданы вопросы о функционировании отдельных видов амулетов, о путях появления их новых вариантов, а также о способах пополнения коллекции Музея. Исполнительный директор Центра Библеистики и Иудаики РГГУ, преподаватель РГГУ М.С. Куповецкий поставил вопрос о дальнейшем развитии  этого направлениях  исследования. Н.И. Басовская, высоко оценив доклад,  напомнила, что М.М.Каспина, выпускница РГГУ, получила первые навыки прикладных исследований в процессе студенческих  полевых практик. К высокой оценке доклада присоединились и другие слушатели, поделившиеся и своими наблюдениями над материалом (в частности, было обращено внимание на то, что формальный запрет на использование амулетов не помешал людям использовать их в течение веков).



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц