28.05.2015

Констанстин Олоновский "Палимпсест сознания: проблемы восприятия в современном искусствознании (на примере кинопроекта «Шёпот»)"

фильм "Шепот"

фильм "Шепот. Век Серебряный" 

14 мая  2015 г. в Центре визуальной антропологии и эгоистории РГГУ состоялось очередное заседание научного семинара.

С докладом   «Палимпсест сознания: проблемы восприятия  в современном искусствознании (на примере кинопроекта "Шепот")» выступил  Констанстин Олоновский – кинорежиссер, выпускник киноведческого факультета ВГИК (мастерская С.В. Дробашенко), режиссерского факультета ЦДПО ВГИК (мастерская Ю.В. Кары, Б.А. Григорьева), режиссер видеоклипов, автор видеоряда концертных выступлений, моноспектакля «Крик бабочки» (театр Апарте), ведущий программы о кино на эстонском интернет-ТВ.

                                                       1

 

К. Олоновский представил свой экспериментальный кинопроект «Шёпот», разворачивающийся с 2013 г. Магистральными его темами стали перекличка времен и культурных пространств, разнообразие состояний сознания человека, «мифология и современность», панпсихизм в истории и современности. В основу проекта, по его словам, было положено стремление выявить черты творчества знаковых авторов Серебряного века, младосимволистов, творчество которых можно уподобить неким сакральным текстам, через символы выводящим зрителя в духовные медитативные пространства.

Участникам семинара был предложен второй фильм кинопроекта – «Шёпот: Век серебряный», снятый к 150-летию выдающегося российского скульптора А. Голубкиной. Элементами киноязыка фильма – синтетического действа, апеллирующего не только к сознанию, но и к подсознанию зрителей, стали образы природной среды (натурная съемка), скульптурные образы Голубкиной, пантомима актеров – видеоряд, дополненный чтением стихов и музыкальным рядом (автор музыки – А.Ракитин).

Выступление К. Олоновского после просмотра фильма было посвящено теоретическим вопросам восприятия художественного произведения зрителем (соотношению сознательного \ бессознательного начал), методам визуализации культуры с помощью выстраивания многоуровневых информационных слоев с применением синтеза искусств. Докладчик рассказал о своей главной цели – погрузить зрителя в особое медитативное состояние с помощью знаковых образов, символов и ассоциаций.

 

2     3

 

На заседании присутствовали преподаватели, сотрудники и студенты ИФИ РГГУ, МГУ, МГСУ, ВХНРЦ им. И.Грабаря, Московской консерватории. Просмотр фильма и выступление его автора не могло не вызвать большой интерес присутствующих. Последовавшее обсуждение в основном строилось вокруг знаково-символических кодов кинофильма – как вербальной, так и визуальной его составляющих. Большинство его участников представили «отклики» своего сознания на авторские тексты (скульптуру, природное пространство, актерские образы), представленные средствами кинематографа. Были заданы вопросы, связанные с общей концепцией цикла фильмов, с авторским подходом к проблематике младосимволизма, с подбором видеоряда (Н.И. Басовская, Ю.П. Зарецкий, И.П. Кулакова). М.О. Пуланова (ВХНРЦ им. И.Грабаря) в своем выступлении подробно остановилась на стратегическом замысле фильма, его задаче художественными средствами осмыслить специфику эпохи символизма, в основе которой лежала идея «богоподобия». Большинство выступающих говорили о сильном впечатлении от просмотра фильма, ставшего удачей режиссера, актеров и композитора, а также о сложном пути рождения художественного произведения.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц