28.05.2015

Виктория Чистякова «Инсценированная аутентичность»: визуальный код саморепрезентации традиционной культуры»

 

В центре доклада оказалась проблема выживания «аутентичных» традиционных культур и традиций в условиях глобализации современного мира и мультикультурализма. Интенсивность современных процессов коммуникации и проникновения исследователей и туристов в самые отдаленные уголки земли порождает сомнения в возможности сохранения традиционной культуры как таковой. Докладчик обратила внимание на то, что в понимании традиции все больше подчеркивается момент сознательного и активного выбора сообществом того, что для него является ценным, а значит и «традиционным» «здесь и сейчас». Исследования антропологов демонстрируют, что сознательное и рефлексивное отношение к своему наследию, конструирование традиций, отнюдь не являются прерогативой исключительно модернизированных обществ: оно является характерным свойством и тех культур, которые принято называть «традиционными» («примитивными»). Современными учеными поэтому активно исследуются феномены «инструментализации» традиции, использования ее как политического или экономического ресурса в современной рыночной системе.

 

2     1

 

Особое значение в рамках этих исследовательских парадигм приобретает визуальная антропология, поскольку она позволяет более тонко фиксировать и анализировать эмержентные процессы конструирования и использования традиции в ходе непрерывных социальных интеракций.

Участникам семинара был предложен фильм «В кадре – Другой» / «Framing the Other» (Нидерланды, 2011, 25’ / Netherlands, 2011, 25’; режиссеры Илья Кок, Виллем Тиммерс / Ilja Kok, Willem Timmers). Благодаря ему зрители смогли совершить путешествие в самое сердце африканского племени Мурси, задаваясь вопросами об основах экономики «культурного туризма». Фильм продемонстрировал, как традиция, согласно которой женщины племени Мурси из южной Эфиопии носят губные диски и яркие украшения, стала причиной оживленной торговли, и в итоге позирование перед туристами стало главным источником доходов Мурси. Чтобы получить больше денег, они украшают свои костюмы еще больше, делая их более «экзотичными» для наблюдателей. Однако, «преувеличивая» свой образ жизни и привычки таким образом, они провоцируют распад собственной традиционной культуры.

 

4     3

 

В.О. Чистякова прокомментировала фильм, подчеркнув, что он внес свой вклад в изучение традиции в инструменталистской перспективе методами визуальной антропологии. Представленный в нем материал позволяет рассмотреть процессы коммерциализации традиции и ее «переизобретения» для внешнего наблюдателя и потребителя. В заседании приняли участие преподаватели и студенты различных подразделений РГГУ, МГУ, ВГИК, Нового института культурологи.

 

5     6

 

Директор Центра визуальной антропологии и эгоистории Н.И. Басовская в заключении поблагодарила докладчицу за интересный киноматериал и комментарии к нему, выводящие на общие проблемы анализа межкультурных коммуникаций и диалога культур. По словам участников семинара, просмотр фильма и доклад вызывают серьезные размышления о современной культуре как культуре «взаимного фреймирования» (были высказаны подозрения, что представители племени «понимают» больше, чем мы можем предположить). Докладчице были заданы вопросы, касающиеся подробностей искусственного воспроизводства ритуалов в ситуации спроса на них; о понимании термина «традиция» сегодня и т.д. И.П. Кулакова указала на ключевую значимость сохранения компонента традиционного сознания у «туземного» населения, принимающего участие в коммуникациях с представителями «городской» цивилизации.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц