09.11.2014

Вера Волкова "Формирование новой концепции визуальности в русском искусстве конца XIX века"

На очередном заседании Научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории 30.10.14 с докладом «Формирование новой концепции визуальности в русском искусстве конца XIX века» выступила  доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Вера Витальевна Волкова

 

1

 

Докладчица обрисовала картину  появления нового вида деятельности в системе российских художественных практик в последней трети девятнадцатого века – переход к дизайнерскому движению. Начав с анализа эпохи господства салонной живописи и перейдя затем к таким движениям, как французская школа барбизонцев и английские прерафаэлиты, она пришла к заключению о том, что во второй половине столетия в европейской культуре произошло размывание строгих «академических» взглядов на искусство и на его роль в жизни человека. Этот процесс  привел, с одной стороны, к формированию утопических концепций и развитию новых эстетических принципов, с другой. Движение «искусств и ремесел», на взгляд докладчицы, манифестировало возвращение в европейскую традицию авторского творчества.  На этом фоне развилось обращение к «протодизайну», движение, в котором немалую роль играло создание новой творческой обстановки вокруг художников-лидеров.

 

2

 

В.В. Волкова обратилась также к рассмотрению аналогичных  процессов на материале русского искусства. Господство академической традиции и здесь сменилось появлением различных группировок, заряженных импульсом обновления. Обращение к национальным образцам породило особый стиль, который получил название «псевдорусского» и подготовил появление русского романтического модерна. В России (так же, как и в Англии) возникали мастерские, основой деятельности которых был синтез искусств (в усадьбах Поленово, Абрамцево, имениях княгини Тенишевой).  На основе коллекций предметов крестьянско-ремесленного искусства возникали новые формы и модели, приведшие к складыванию неорусского стиля.

 

3

Докладчицой были представлены и прокомментированы образцы художественного творчества названых направлений искусства, что позволило ей провести наглядные параллели между ними.

На заседании семинара  присутствовали преподаватели различных подразделений РГГУ, МГУ и ВШЭ, Центра аудиовизуальной антропологии РГГУ. 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц