11.11.2013

Вячеслав Лётин "Репрезентация Марины Мнишек как «императрицы Московии» в живописном проекте Вишневецкого замка"

На заседании семинара УНЦентра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ 24.10.13 с докладом выступил кандидат культурологи,  доцент кафедры общих гуманитарных наук и театроведения Ярославского государственного театрального института Вячеслав Александрович Лётин. В центре его внимания оказалась Марина Мнишек, одна из ключевых фигур Смутного времени начала XVII века в России, давно превратившаяся в культурный миф. Доклад был посвящен анализу нескольких живописных произведений из экспозиции ГИМ, написанных в начале XVII века для Вишневецкого замка и ставших первым шагом к мифологизации личности Марины. Докладчик указал, что, несмотря на драматические обстоятельства жизни героини, её образ в культуре был зафиксирован как в целом отрицательный («честолюбивая аристократка», «страстная полька», «политическая авантюристка»). На полотнах же Вишневецкого замка художник (художники), довольно свободно обращаясь с историческими реалиями, создали амбициозный образ, представляющий ее в качестве «императрицы Московии».

 

4         3           

 

Поданный как центральный, образ Марины на картинах выделяется и композиционно, и пластически, и колоростически. Произведения насыщены религиозной символикой и политической аллегорикой, характерной для своего времени. Сюжет разворачивается не только в перспективе реального (решенного, между тем весьма условно) исторического пространства и времени, но и в по метафизической вертикали, акцентирующей сакральность власти Марины (все картины представляют собой религиозные церемонии, а самой Марине придается поза иконографически близкая образу Мадонны).

 

 6            5

Докладчик показал, что всякая «московскость» игнорируется, а на «исторических» полотнах и портретах Марина предстает как польская аристократка и католичка. Амбиции Марины простираются выше царской власти, её образ аранжируется имперской символикой (подписи к изображениям, императорский венец, имперские геральдические орлы, пурпурный цвет драпировок и т.д.) При том, что это «исторически» вторит амбициям её супруга, на картинах из Вишневецкого замка Лжедмитрий - фигура второго плана.

 

Портрет Марины Мнишек из Вишневецкого замка                      Венчания Марины Мнишек 12-22 ноября 1605

 

По мнению В.А.Летина, все представленные произведения можно объединить понятием живописный проект Вишневецкого замка, который представляет собой  репрезентацию Марины Мнишек как «императрицы Московии», разворачивающуюся в условном географическом пространстве. Замужеству Марины и последующему её путешествию в Россию придаются черты жертвенности и мессинаства, а сама царица/императрица Московии уподоблена Мадонне.

 

   1          2

 

   Доклад вызвал большой интерес и живую реакцию участников семинара, среди которых были не только преподаватели и студенты РГГУ, истфака и журфака МГУ, НИУ ВШЭ, но и научные сотрудники ГИМ, стажеры  Болонского университета и др. Выступавшие отмечали неизученность, казалось бы, достаточно известных художественных произведений, указывали на специфику различных подходов к ним представителей разных гуманитарных дисциплин (историков, искусствоведов, культурологов и др.), расширяющих круг возможных представлений. 

 

О.Е.Тесленко и А.А.Малягина (ГИМ) представили ряд комментариев, связанных с реалиями изображений на полотнах, а также с историей создания и бытования портретов в Польше. Ю.Э.Шустова (РГГУ, ИАИ) указала на то, что культурологический подход В.А.Летина позволил поднять ряд вопросов, мимо которых обычно проходили историки (о символике власти, аллегорической образности пейзажа и др.). Она указала также  на то, что замысел данного живописного цикла неразрывно связан с амбициями Мнишков, польскими корнями Марины и с особенным пониманием художниками роли женщины-польки в целом. С последними соображениями  солидаризировалась Н.И.Басовская (обратившая внимание на то, что Мнишки находили истоки величия рода в Карле Великом). Она выразила благодарность докладчику за постановку важной темы и интересную версию прочтения семантически нагруженного образа Марины Мнишек в контексте эпохи. 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц