28.02.2013

Людмила Черная "Человек в русской культуре XVII века: от иконописца к живописцу"

На очередном заседании научного семинара УНЦ визуальной антропологии и эгоистории 21.02.2013 с докладом «Человек в русской культуре XVII века: от иконописца к живописцу» выступила доктор исторических наук, профессор МГАХИ им. В.И.Сурикова Людмила Алексеевна Черная.

Заседание началось с презентации ее книги «Русские в переломную эпоху от средневековья к новому времени» (М.: «Логос», 2012)

«Русские в переломную эпоху от средневековья к новому времени» (М.: «Логос», 2012)

Людмила Черная посвятила книгу русской культуре XVII века – переходной эпохе, по мнению автора, недооцененной историками. На ее взгляд, это столетие было «бунташным» не только в социально-политической жизни России, но и в культурной: именно тогда произошел переход от средневековой парадигмы культуры к нововременной.

Изучая судьбы конкретных людей, ей удалось выявить ряд социокультурных типов, перестраивавших свое сознание и деятельность под влиянием новых идей – как идущих из Западной Европы, так и возникающих спонтанно на русской почве. Л.А.Черная попыталась охватить весь спектр перемен, происходивших со служилыми людьми, купечеством, духовенством,  художниками, писателями, музыкантами и т. д. Книгу  открывает очерк «От царя к императору», а завершает – «От теремной затворницы к политичной даме». Переходный характер эпохи подчеркивается и в других главах: «От виршеплета к поэту», «От мудреца к ученому», «От мастера каменных дел к архитектору», «От певчего к композитору». На примере биографий десятков исторических лиц в книге показано, как в реальной жизни России XVII – начала XVIII веков происходила кардинальная трансформация средневекового мировоззрение в рационалистическое мировоззрение Нового времени.

 заседании научного семинара 1    заседании научного семинара 4

Доклад Людмилы Черной был основан на одной из глав книги, посвященной переменам в русской живописи. По ее мнению, в изобразительном искусстве происходило самое мощное революционное преобразование: смена мировоззренческих принципов породила появление новых жанров и новых техник живописи. Одновременно переход от иконописца к живописцу означал появление профессионалов, отвергавших подход к иконе только как к сакральному предмету. Докладчик проанализировала художественные трактаты XVII в., выявив теоретические принципы новой «светловидной» манеры письма, показала, что стояло за «живоподобием», вызвавшим бурную полемику среди художников и потребителей искусства, проследила вклад новой генерации иконописцев и живописцев в развитие изобразительного искусства Нового времени. Доклад сопровождался богатым видеорядом.

 заседании научного семинара 2    заседании научного семинара 3

В ходе оживленного обсуждения Л.А. Черной были заданы вопросы о корпусе письменных источников исследования (Н.И. Басовская), о мотивации заказчиков портретов (П.С. Куприянов), о функции полотен в жилом пространстве (Ю.П. Зарецкий), о культурном смысле роста числа учеников художников (В.Г. Безрогов), об инновациях «снизу» и их размахе (Ю.С. Белянкин) и др. Директор Центра профессор Н.И. Басовская в своем выступлении сказала об ощущении большой правды от услышанного, подчеркнув, что проделанный в исследовании анализ русского материала позволяет «встроить» его в историю европейского искусства.

В работе семинара приняли участие преподаватели и студенты РГГУ, МГАХИ им. Сурикова, МГУ, НИУ ВШЭ, научные сотрудники Государственного литературного музея, музея «Палаты бояр Романовых», Института всеобщей истории РАН, Института этнологии и антропологии РАН, Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц