03.04.2012

Ирина Кулакова "Человек пишущий" в изобразительной традиции допетровской Руси: символический план и реалии повседневности"

29 марта состоялось очередное заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ на тему "Человек пишущий" в изобразительной традиции допетровской Руси: символический план и реалии повседневности". С основным докладом выступила Ирина Павловна Кулакова, доцент кафедры истории России до начала XIX века Исторического ф-та Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ.

100    sr  

Работу семинара открыла директор ЦВАиЭ Н.И.Басовская, отметившая, что практики письма в сегодняшнем мире претерпевает стремительные перемены, что делает тему семинара особенно актуальной.  

В докладе И.П. Кулаковой были проанализированы способы репрезентации "человека пишущего" в древнерусской изобразительной традиции вплоть до XVII в. (в техниках книжной миниатюры, иконы, мозаики, фрески, прикладного искусства). Было отмечено, что иконография "пишущего" в древнерусских изображениях XI–XV вв., сложившаяся на византийской основе, сводится практически к одному канону и нескольким персонажам (в подавляющем большинстве Евангелистам и отцам церкви). На основании анализа более сотни визуальных образов И.П.Кулаковой были представлены варианты канонических изображений, воплощавших культурную практику "коленного письма" допетровской Руси. Подходя к книжному древнерусскому письму как к религиозной по сути практике, можно рассматривать позу пишущего как одну из ритуальных поз, использовавшихся в каноническом искусстве, ситуацию работы писца над текстом – как отражающую момент передачи "слова" мистического откровения, епифании.

Эти особенности, связанные с глубинными чертами русской культуры в ее «высокой» книжной составляющей, по мнению докладчика, предопределили стереотип изображения человека в процессе письма и в более поздний период, в XVI, а отчасти и в XVII в., когда  подобная иконография продолжала использоваться, в предпетровское время дополняясь вестернизированными изображениями. Развивая мысль о сакральном характере письма в книжной культуре Древней Руси, этикетности изображений и роли стереотипных жестов в системе языка древнерусской визуальности, И.П. Кулакова выдвинула гипотезу, что средневековый стереотип "коленного письма" мог повлиять не только на позднюю иконографию, но и на сами бытовые практики (существование "коленного письма"). Выводы докладчика основывались на результатах исследовательского опыта российских историков книжности и были дополнены данными письменных источников.

001  002 

Доклад И.П. Кулаковой вызвал многочисленные вопросы и оживленную дискуссию. В дискуссии приняли участие Н.И. Басовская (РГГУ), обратившая внимание на особенности трансформации "коленного" письма в современное "настольное" в русской истории; В.О. Чистякова (Российский институт культурологии), отметившая важность дальнейшего изучения соотношения визуального, письменного и орального в древнерусской культуре; Л.В. Мошкова (Российский государственный архив древних актов), подчеркнувшая значимость для исследования темы понимания техники письма древнерусского книжника; А.А. Петрова (Музей "Московский Дом фотографии"), предложившая рассматривать тему в более широком историко-культурном контексте и соотнести образ книжника в иконописи и лубке; О.Е. Кошелева (Институт всеобщей истории РАН) отметила, что выводы доклада относительно соотношения светских и сакральных смыслов письма в целом совпадают с выводами ее собственных исследований, полученных в ходе изучения трансляции знаний в Древней Руси.

003  400

Иллюстрации: 
Евангелист Лука. Морозовское Евангелие. Нач. XV в.
Житие Сергия Радонежского. XVI в.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц