04.01.2015

Екатерина Ромашина "Взаимосвязи текста и визуального ряда в российском школьном учебнике рубежа XIX-XX вв."

На очередном заседании Научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории 11.12.14 с докладом «Взаимосвязи текста и визуального ряда в  российском школьном учебнике рубежа XIX-XX вв.» выступила  Екатерина Юрьевна Ромашина – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Екатерина Юрьевна – известный специалист в области истории педагогики и образования, автор многочисленных трудов, среди которых монография «Школьный учебник в России XVIII – начала XX века: теоретический и историко-педагогический анализ» (2011).

Докладчица  представила результаты анализа особенностей соотнесения текстуального и визуального ряда в традиции издания учебной литературы в России, начиная с XVIII в. Наиболее подробно был проанализирован материал российских школьных учебников, созданных в тот период, когда, по ее мнению, было положено начало переходу человечества от книжной культуры к визуальной – на рубеже XIX и XX столетий.

 

1     2

 

Представив ряд опытов создания учебных пособий (преимущественно азбук и букварей «в картинках» Е.Ю. Ромашина попыталась разобраться в причинах включения в эти пособия тех или иных иллюстративных материалов. Она остановилась на различных факторах, которые влияли на этот процесс (начиная от социокультурных явлений и развития педагогики и заканчивая явлениями материально-техническими, в особенности совершенствованием полиграфических возможностей). Докладчица отметила, что до середины XIX века текст оставался ведущей составляющей учебника, однако по мере продвижения к началу XX в. в нем все более целенаправленно используются изображения, становясь привычной частью организации материала.

Доклад вызвал большой интерес и живую реакцию участников семинара, среди которых были не только преподаватели и студенты РГГУ, истфака МГУ, НИУ ВШЭ, но и научные сотрудники Института педагогики РАО. В ходе обсуждения были заданы вопросы, касающиеся как конкретных изданий, так и выходящие на сложные вопросы истории визуальности, преемственности педагогического опыта и взаимосвязи российской издательской традиции с западноевропейской. Выступавшие обратили, в частности, внимание на трудности анализа внетекстового компонента учебников прошлого с точки зрения источниковой базы (отсутствие сведений об обстоятельствах иллюстрирования и издания учебников). Обсуждение доклада позволило также выйти на проблемы изменения информационного пространства в рамках образовательного процесса сегодня, когда происходит пересмотр привычных способов и механизмов трансляции информации.

В заключении доклада директор Центра Наталия Ивановна Басовская выразила благодарность докладчику за постановку важной и актуальной темы, подчеркнув важность поставленной проблемы в связи со стремительным усилением роли визуальности в  современном мире.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц