20.03.2014

Ольга Филиппова "Художники в среде ученых (живописное наследие Е.А. Косминского, А.Н. Северцова, С.Д. Сказкина, Д.Н. Ушакова в Архиве РАН и Главархиве г. Москвы)"

              Очередное заседание Научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории 20 февраля 2014 г. было посвящено теме «Художники в среде ученых: живописное наследие Е.А. Косминского, А.Н. Северцова, С.Д. Сказкина, Д.Н. Ушакова в Архиве РАН и Главархиве г. Москвы».

 

1                       2


         Семинар открыла директор Центра, доктор исторических наук, профессор Н.И. Басовская, которая поделилась личными воспоминаниями об эпохе и незаурядных и многогранных личностях советских ученых, в частности С.Д. Сказкина.

 

3                   4


                С основным докладом выступила преподаватель дополнительного образования ГОУ «Художественная школа», аспирантка МГАХИ им. В.И. Сурикова Ольга Николаевна Филиппова. Она представила сведения о художественных материалах, сохранившихся в недрах личных фондов ученых из Архива АН и Главархива г. Москвы.  Судьбы и деятельность Е.А. Косминского, А.Н. Северцова, С.Д. Сказкина, Д.Н. Ушакова, по ее мнению, и уникальны, и типичны для культурной элиты конца XIX – первой половины XX века. Они являют собой пример универсальности, двойного дарования – деятеля науки и живописца. Будучи людьми широчайшего гуманитарного кругозора и незаурядного художественного таланта, ученые реализовывали свой творческий потенциал в разных формах, одной из которых являлось изобразительное искусство. Они шли от словесного образа к образу визуальному и наоборот, находя отдохновение в  переключении с одного вида деятельности на другой.

 

6     5      7


              Феномен художественного любительства в научной среде, по мнению докладчицы, закладывался в Европе еще с XVIII столетия, когда идеи Просвещения создали особые условия для развития науки и искусства, став частью повседневной жизни просвещенной личности. Тогда, а затем и в эпоху Романтизма, сложилось особое отношение к воспитанию, ориентированному на осознанное и целенаправленное формирование гармонически развитой личности, в котором большая роль отводилась поэзии, театру, изобразительному искусству.

 

8              9

 


            В докладе были представлены и прокомментированы не публиковавшиеся до сих пор художественные работы Е.А. Косминского, А.Н. Северцова, С.Д. Сказкина, Д.Н. Ушакова, отразившие интеллектуализм университетской среды своего времени. Среди них – автопортреты, шаржи, портретные зарисовки современников, но также и иллюстрации к литературным произведениям, пейзажи. Художественный вкус, воображение и тонкий психологизм выдающихся ученых стали теми качествами, которые позволили их любительским произведениям подняться до высокого профессионального уровня.

 

10                            12


           На заседании семинара  присутствовали преподаватели РГГУ, сотрудники Библиотеки РГГУ, Архива РАН, студенты.  Докладчице были заданы вопросы относительно критериев выбора персоналий для ее исследования, состояния личных фондов ученых, места в них художественных материалов, сюжетных предпочтений ученых-художников. Кандидат исторических наук И.Г. Тараканова  (Архив РАН) особо отметила важное значение проделанной О.Н. Филипповой работы по выявлению, собиранию и систематизации художественных материалов в фондах Архива. Участвовавших в обсуждении преподавателей кафедры всеобщей истории РГГУ (А.Н. Комарова, Е.В. Булычеву, Е.Д. Браун) особенно заинтересовали подробности художественного творчества историков-медиевистов: Е.А. Косминского и С.Д. Сказкина. В заключении дискуссии, подводя ее итоги, Н.И. Басовская подчеркнула неслучайность обращения этих историков к иллюстрированию сюжетов средневековой литературы, поскольку само их мышление в значительной мере опиралось на визуальные образы.

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц