15.10.2013

Александр Соловьев "Электронное тело пою! Образ человека в медиаискусстве"

 

26 сентября 2013 года на очередном заседании Научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории выступил профессор кафедры культурологии РГУ имени С.А. Есенина, автор популярного учебника "Культура информационного общества" (http://www.syberland.com/vrcis/Soloviev_textbook_PDF2.pdf) Александр Васильевич Соловьев. Его доклад был посвящен анализу образа человека в медиаискусстве.

Александр Васильевич Соловьев

Семинар открыла профессор директор Центра Наталия Ивановна Басовская, обозначившая роль гуманитаристики в современной социокультурной ситуации и особо отметившая важность исследования и осмысления медиаискусства как одной из форм изображения сегодняшней действительности.

Раскрывая специфику образов человека в мире виртуальной реальности, докладчик остановился на специфике современного цифрового изображения, которая эти образы задает (электронные носители, социальные сервисы, интерактивность, интерфейс). Развивая тезис известного медиахудожника и арт-теоретика Джил Скотт, он убедительно показал, что человеческое тело в виртуальном мире часто становится одновременно интерфейсом и участником в постоянно возникающих зонах пересечения технического и компьютерного пространств с одной стороны и физической реальностью с другой.

По мнению А.В. Соловьева, значение цифровой компьютерной техники является в этом мире решающим. Приведенные им необычные и нередко шокирующие изображения человека, а также последовавшие за ними комментарии докладчика продемонстрировали, как эти изображения создаются с помощью огромных цифровых баз данных, в которых хранятся записи миллионов камер слежения, навигаторов, видеорегистраторов и других электронных устройств. В цифровых инсталляциях, которые становятся ведущей синтетической формой новой культуры, живое (человек, животные, растения) становится объектом нового высокотехнологичного вида искусства – биоарта. Что касается телесности человека, то она присутствует в них как динамическая, подвижная категория, изменяемая и управляемая технологиями. И этот полиморфный образ создается непосредственно в момент взаимодействия с программным обеспечением и оборудованием инсталляции.

 2                   2

В качестве подтверждения своего тезиса докладчик продемонстрировал веб-инсталляции Джонатана Харриса, использующие мега-данные, в которых коллективное сознание репрезентируется в воспринимаемую эстетическую форму, меняющуюся в зависимости от предпочтений зрителя-пользователя. В этом случае образ человека выражен через его эмоции, люди представлены в виде мириад разноцветных атомов, окрашенных в зависимости от настроения, транслированного в записи блога.

В целом, заключил А.В. Соловьев, с философско-культурологической точки зрения образы человека в современном медиаискусстве  продолжают отражать ситуацию постмодерна, т.е. репрезентируют клипизированный социум, многослойное, бриколлажное, перенасыщенное образами социальное пространство городского жителя.

Дискуссия, состоявшаяся после доклада, показала, что образы человека, транслируемые медиаискусством, фиксируют кризисное, переходное состояние человеческого сообщества начала XXI века. Участниками семинара были высказаны мнения о необходимости разработки новых критериев и маркеров, которые позволили бы «перекинуть мостик» между «классическим» и «современным» искусством. В заключительном слове Н.И. Басовская развила эту мысль, обозначив направления возможных исследований медиаискусства с позиций визуальной антропологии.

В работе семинара приняли участие научные работники, преподаватели и студенты РГГУ, МГУ, НИУ-ВШЭ, РАГС при Президенте РФ.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц