30.03.2010

Игорь Сорокин "Волжский человек. Арт+музей: актуальные практики репрезентации"

18 марта состоялось очередное заседание научного семинара УНЦ визуальной антропологии и эгоистории. С основным докладом "Волжский человек. Арт+музей: актуальные практики репрезентации" выступил аспирант РГГУ, заведующий Домом-музеем Павла Кузнецова (1989–2007, Саратов) Игорь Владимирович Сорокин.


                                                                                       sorokin

 

В первой части выступления докладчиком был представлен его опыт участия в двух социо-культурных арт-проектах: «Музейная долина» (2004–2005, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева: Дом-музей Павла Кузнецова) и «Саратовское озеро: сакральная география» (2006–2007, Энгельсский краеведческий музей). Суть их состояла в «превращении» участка Волги между двумя берегами – в «саратовское озеро» и «превращении» маргинального оврага в центре города в «музейную долину». Это «превращение» осуществлялось на протяжении нескольких лет сотрудниками музеев, исследователями и художниками, работающими в сфере современного искусства. В основе его лежала идея создания визуальных рядов (арт-объекты, путеводители, фотофиксация, видео, веб-сайты) как действенного способа обнаружения и предъявления злободневных проблем.
Во второй части доклада были показаны и прокомментированы фильмы «Волжский человек» (снятый для проекта «Музей Волги») и «Киновиноидомино» (ВГТРК «Саратов», режиссер Марина Селиванова). В основу последнего лег арт-проект художника Евгения Стрелкова (Нижний Новгород) «Рыба: волжское застолье». Последняя работа – оригинальный опыт визуальной репрезентации фотообразов волжан прошлого и позапрошлого столетий в сочетании с картинами настоящего (волжане настоящего представлены в лице молодых интеллектуалов из волжских городов, обсуждающих проблемы Волги и Поволжья).
В своих комментариях И.В. Сорокин убедительно продемонстрировал, как современный художник, основываясь на фактическом материале из самых разных областей знания о человеке и месте – археологии, антропологии, социологии, геологии, истории и др. – может стать переводчиком самых сложных сюжетов с узкоспециальных языков науки на общедоступный язык художественных образов.

                                                                   participants

Докладчику были заданы вопросы, связанные с организацией и подготовкой проектов, с взаимодействием их авторов и исполнителей с местным населением и вовлечением его в перформансы, с судьбой артефактов, созданных в процессе реализации артпроектов, с ролью в них женщин и другие.
В ходе обсуждения доклада были затронуты разнообразные проблемы создания образов пространств России. Выступившие подчеркивали актуальность фиксации «уходящей натуры» Поволжья, важность новых способов формулирования экологических проблем, объединения людей общими идеями возрождения Волги как некого метафизического пространства.

В обсуждении приняли участие Директор УНЦ визуальной антропологии и эгоистории Н.И.Басовская, преподаватели и сотрудники РГГУ (О.В. Гавришина, О.Ю. Бессмертная, И.П.Кулакова), Государственного литературного музея (Л.К. Алексеева), Всероссийского государственного института кинематографии (А.И. Кунин, О.Н. Купцова), сотрудники Музейного центра РГГУ, ГТГ, МГУКИ.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц