22.12.2009

Лариса Алексеева "Быт и бытие писателя: мифология вещи"

17 декабря 2009 г. состоялось очередное заседание научного семинара УНЦ визуальной антропологии и эгоистории. С основным докладом "Быт и бытие писателя: мифология вещи" выступила кандидат исторических наук, заведующая сектором изобразительных фондов Государственного литературного музея Лариса Константиновна Алексеева.

                                                                                       1

Директор Центра, доктор исторических наук профессор Н.И. Басовская представила докладчицу как известного специалиста, сотрудника литературного музея с многолетним опытом хранения и экспонирования "вещной истории" русской литературы.

Доклад Л.К. Алексеевой сопровождался видеопрезентацией ряда фотографий – различных предметов/меморий и атрибутов литературного творчества, представленных на выставке Государственного Литературного музея "Немое красноречие вещей" (работающей с октября 2009 г.).

Докладчица коротко остановилась на характеристике вещественных источников в целом, "сакральном" смысле музейных предметов, на понятийном ряде "вещь – предмет – образ – символ". С помощью фотопрезентации Л.К. Алексеева представила ряды вещей, которые помогают не только «прочтению» личности писателя на уровне бытовых привычек, но создают эффект его присутствия, укрупняют фигуру, и, с другой стороны, отражают свою эпоху, придавая определенную узнаваемость приметам времени. В вещном ряду большое место, бесспорно, заняли письменные принадлежности, рассматриваемые как посредник между человеком и текстом. Из рассказа докладчицы перед слушателями возникали вещи – не только атрибуты, но и "радары", "провокаторы"; не менее значимыми оказывались мифологемы, которые часто окружают вещи великих людей.

Л.К. Алексеева охарактеризовала пространство музея как особое семиотическое пространство, где вещь существует на пересечении бытового и символического: ведь мемория (с ее легендой) в музее попадает в совершенно другое информационное пространство, вступает во взаимоотношения с другими источниками информации.

                                                                              3 

Доклад, воспринятый с большим интересом, вызвал множество вопросов (начиная с конкретных – о последних приобретениях музея, и заканчивая вопросами теории экспонирования). А.А. Пензенский, отметив значимость «вещных» коллекций (которые в большой степени способны «подключать» зрителя к эпохе), предположил, что типовые, анонимные предметы могут расширять подобные экспозиции. А.А. Петрова (МДФ, РГГУ), отметив традиционность оформления экспозиции ГЛМ, затронула проблему современного оформления подобных выставок (приведя в пример Музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александрове Владимирской области, где автор художественного проекта А. Тавризов прибег к интересной художественной инсталляции). И.Сорокин (РГГУ) также остановился на возможностях, которые может дать художественное оформление подобных выставок (не сводимое к дизайну). О.В. Гавришина (РГГУ) подчеркнула важную роль, которую сможет сыграть каталог подобной выставки (типологические ряды вещей, рассмотренные на стыке художественных практик и музейной вещи). П.С. Куприянов (ИЭА РАН) развил тему соотношения символического и утилитарного значения вещей и указал на то, что вещи-мемории переживают несколько переходов из одного статуса в другой. Отражение смысла этих переходов в экспозиции, на его взгляд, могло бы обогатить ее.

В ходе обсуждения доклада выступили также О.Д. Шемякина (МГУ), И.П. Кулакова (МГУ, РГГУ) и другие. В работе семинара приняли участие студенты, преподаватели и научные работники РГГУ, МГУ, ГИМ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, ИЭА РАН.

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц