24.10.2011

Олег Ауров "К проблеме эволюции статуса преподавателя от Поздней Античности к Раннему Средневековью"

13 октября 2011 г. состоялось очередное заседание научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории РГГУ. Докладчик, Олег Валентинович Ауров, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, вынес на обсуждение участников семинара тему: «К проблеме эволюции статуса преподавателя от Поздней Античности к Раннему Средневековью (на материале визуальных и письменных источников»).
Центральной проблемой доклада была проблема преемственности и разрыва в статусе позднеантичного и раннесредневекового преподавателя. О.В. Ауров исследовал  материал источников как письменных (нарративных и нормативных), так и визуальных, и источниковедческие особенности последних стали предметом особого внимания докладчика. В качестве предмета рассмотрения в докладе выступали формы эволюции ключевых черт статуса преподавателя – его положения в обществе, форм взаимодействия с властными институтами, степени материальной обеспеченности, а также модели взаимоотношений преподавателей и студентов и стереотипные представления преподавателей о себе, своей профессиональной деятельности и ее задачах. На обсуждение О.В. Ауровым были вынесены следующие вопросы: типология преподавателя и студента в искусстве эпохи Поздней Римской империи; смысл преподавательской работы в эпоху Поздней Империи (миссия или образовательная услуга); судьба римской школы; образ Учителя в христианской традиции и христианском искусстве (проблема соотношения текстуального и визуального); учитель и ученик в системе дидактических представлений античного христианства; роль христианской дидактики в становлении средневековой системы образования; особенности раннесредневековой школы.

Докладчик показал, как круг вопросов, без преувеличения относящихся к числу вечных, преломляется в позднеантичном и раннесредневековом материале, в том числе визуальном. В основу подробного исследования процессов интеллектуальной традиции раннего средневековья автор положил свидетельства по преимуществу испанских писателей VI – VII вв. (Исидора Севильского, Ильдефонса Толедского, Юлиана Толедского и др.). Но этот материал, как показал докладчик, даже при учете местных особенностей, демонстрирует принципиальные изменения в общеевропейских культурных установках: на смену светскому учителю пришел клирик, произошел переход от предоставления образовательных услуг к подвижничеству; античная риторическая традиция эволюционировала в сторону проповеди. Визуальные изображения воплотили нарастание этих тенденций в специфических образах Христа с учениками – в образе "императора", учителя, философа.

 au1    au2

Насыщенный доклад О.В.Аурова вызвал большой интерес и живую реакцию слушателей. Докладчику был задан ряд вопросов, большая часть которых касалась уточнения принципов «декодирования» визуальных композиций и трактовки нарративных источников.  Помимо этого были вопросы о статусе учителя в разные эпохи, о критериях типологии визуальных образов («философ», «учитель», «наставник»; книга и свиток) и пр. В дискуссии приняли участие Н.И. Басовская, В.Г. Безрогов, Ю.П. Зарецкий, И.П. Кулакова, А.И. Черных, Е.С. Криницына и др.

au3     au4

В заключительном слове Н.И. Басовская выразила благодарность О.В. Аурову  за  внимание к семинару и интереснейший доклад . В работе семинара приняли участие преподаватели, научные сотрудники и студенты РГГУ, МГУ, НИУ ВШЭ, ИВИ РАН.

 

Иллюстрации:

1. Traditio Legis: Иисус как небесный император, восседающий на престоле. Мозаика в конхе абсиды базилики св. Пруденциаты. IV в. (Рим)
2. Traditio Legis: Иисус как философ. Фреска из катакомб св. Домициллы. IV в. (Рим)
3. Traditio Legis: Иисус как учитель. Изображение на т.н. «саркофаге Стилихона» в базилике св. Авросия. IV в. (Милан)
4. Ученик. Портрет Евхерия, сына Стилихона, в левой части диптиха, изображающего Стилихона и его семью. Конец IV в. Собор г. Монца.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц