22.04.2011

Марина Лошак в проекте "Профессия куратор"

14 апреля 2011 года, на очередном заседании Научного семинара ЦВАЭ в рамках проекта «Профессия куратор» выступила Марина Девовна Лошак, куратор московской галереи «ПРОУН».

Главная тема ее выступления – роль куратора в качестве посредника между произведениями современного искусства и зрителями. По ее мнению, еще десять лет назад куратор был «главным человеком» в искусстве, а его роль была сопоставима с ролью режиссера в театре. Теперь же фигура куратора отходит на второй план, часто за кураторов выдают себя продюсеры, а главным в процессе презентации произведений искусства становится художник.

Свой кураторский подход Марина Лошак определила как создание «выставок-состояний» под воздействием «воображения и чувства». Задачей таких выставок является извлечение зрительских эмоций – подобно тому, как это происходит в кино или поэтическом театре.

l1  l3

Она подробно остановилась на своей работе по организации выставки Павла Филонова в Московском Центре искусств на Неглинной совместно с Государственным Русским музеем. Экспозиционным решением оформления выставки Филонова – художника «одной картины», каждое из полотен которого заслуживает отдельной выставки – стало размещение в центре зала лабораторного стола с микроскопами и двадцати стульев. Под лупами микроскопов, в окуляры которых могли заглядывать зрители, оказались листья, цветы, капли. Это была «придуманная информация», появление которой адресовалось  зрительским ассоциациям, пластическое решение для показа работ художника аналитической школы.

Марина Лошак рассказала также о работе галереи «ПРОУН» (ПРОект Утверждения Нового) и организации в ней выставок «Вход–выход. Крестьянские двери из северных регионов России», «Киносеанс. Киноплакаты 1920–1930-х», «Салазки», «Потерянный рай», «Сидеть! Деревянные стулья конца XIX – начала XX вв.», «Индпошив. Французские и русские ткани 1920–1950-х гг.», «Павел Кузнецов: путешествие в Азию» и др. Она подчеркнула, что «ПРОУН» удалось сформировать определенную и узнаваемую галерейную политику: в своих выставках галерея объединяет вещи народного декоративно-прикладного искусства, работы художников-примитивистов, произведения русского авангарда и современного искусства.

В центре оживленного обсуждения доклада были вопросы об отсутствии в Москве некоммерческий пространств для организации выставок молодых художников и кураторов, о сложностях реализации некоммерческих проектов, о разнице в работе с государственными институциями и частными коллекционерами, о формировании галерейной политики, о месте народного декоративно-прикладного искусства в современном мире.

В работе семинара приняли участие научные работники, преподаватели и студенты РГГУ, МГУ, ГУ-ВШЭ, сотрудники музейного центра РГГУ, художники, философы, галеристы.

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц