27.10.2009

Анна Петрова "Фотопортрет в русском костюме: от повседневности к провокации"

22 октября 2009 года состоялось очередное заседание научного семинара УНЦ визуальной антропологии и эгоистории. С основным докладом «Фотопортрет в русском костюме: от повседневности к провокации» выступила сотрудник Центра Анна Александровна Петрова, кандидат филологических наук, руководитель издательской программы музея «Московский Дом фотографии».

       

Представляя докладчицу в своем кратком вступительном слове, директор Центра, доктор исторических наук, профессор Н.И. Басовская с удовлетворением отметила приход в Центр нового сотрудника, А.А. Петровой, знакомой широкой публике как куратора прошедшей в апреле-мае 2009 года в галерее «На Солянке» выставки «Ближе к телу. Русский костюм в фотографиях XIX–XXI вв.». Народный костюм – это важнейший исторический феномен, и, по мнению Н.И.Басовской, рассмотрение его в предложенном докладчицей ракурсе уже предполагает дискуссионность.

Доклад А.А. Петровой был посвящен анализу предпринятого в рамках выставочного проекта опыта презентации народного русского костюма средствами фотографии (от этнографических снимков до современного искусства).

Докладчица коротко остановилась на истории русского традиционного платья, которое со временем перестало быть повседневным. Особый интерес, на ее взгляд, представляла «политическая цензура» народного костюма при Петре I, которая уже при Екатерине II сменилась «модой на русское», волны которой не один раз захлестывали страну. Особое внимание было уделено тем случаям, когда народный костюм бывал «фотографически зафиксирован» (А.А. Петрова коротко остановилась на крупных «проектах», которые имели целью фиксацию народного костюма на протяжении второй половины XIX – XX веков и тех целях, которые преследовали организаторы этих предприятий). Русский костюм привлекал внимание и отдельных выдающихся деятелей русской культуры и политиков, которые его носили и в нем фотографировались (С. Есенин, Н. Клюев, Л. Толстой, Н. Хрущев). Кратко была проанализирована современная культурная ситуация, в которой фотография в народном костюме используется в перформансах/инсталляциях. По мнению докладчицы, на первое место, таким образом, выходит провокация, хотя и здесь остается место поискам идентичности и ностальгии.

Доклад А.А. Петровой вызвал многочисленные вопросы и оживленную дискуссию, в которой выступили С.В. Просина (Государственный республиканский центр русского фольклора), О.Л. Андрианова (Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко), Н.И. Басовская (РГГУ), О.Д. Шемякина (исторический факультет МГУ), И.П. Кулакова (исторический факультет МГУ, РГГУ) и другие.

В ходе обсуждения доклада были затронуты разнообразные проблемы, связанные в основном с современным видением народного костюма: формы «игры» с народным костюмом, которые существовали в истории и имеют место в современности; роль используемой «кичевой стилизации» костюма; цели, которые преследуются при использовании образа «в народной одежде»; эргономика народного костюма и его использование в современном быту; особая важность «бэкграунда» в ситуации фотографирования в костюме и др. Было обращено внимание на то, что сама «жизнь» народного костюма, техники фиксации его функционирования и использование образа «в народном костюме» представляют собой совершенно различные культурные практики, каждая из которых заслуживает отдельного рассмотрения.

В работе семинара приняли участие студенты, преподаватели и научные работники

МГУ, ГУ-ВШЭ, ГИМ, Историко-архивного института, Учебно-научного центра исторической антропологии им. М. Блока, Музейного центра и других подразделений РГГУ, Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.

 

 

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц