Фронтовая фотография

Снимки военного времени с комментариями их героев

В современном обществе очевиден рост интереса к фотографии, ее природе, к самому процессу фотографирования, который, как выяснилось, сам способен порождать новые смыслы. Изменилась и роль фотографии. В ХХ веке она стала новым средством переживания коллективной и персональной идентичности, художественного самовыражения, государственной пропаганды, коммерческой рекламы, сохранения семейной памяти и т.д. 

Фотография военного времени – особый разговор. Далеко не каждый ветеран, прошедший горнило войны, может похвастаться военными снимками. Как справедливо говорят они сами – «было не до этого». В условиях военного времени (особенно на фронте), в обстановке строгой секретности, наконец, при отсутствии технических средств фотографии появлялись чаще всего как продукт военной журналистики. Но не только. Мы знаем, что люди все равно стремились при первой возможности запечатлеть себя, своих друзей-однополчан и сохранить эти снимки как память. Теперь и им, и нам ясно: они запечатлевали историю.

Фотография на войне, безусловно, помогала людям. Она облегчала возможность адаптации в новой сложной обстановке, выступала как средство самоидентификации («уже не мальчик, а солдат»). Снимки помогали осваивать пространство («я в Берлине») и время («третий год войны»). Отправленные родственникам и знакомым, он служили средством коммуникации, помогали  живой связи с дорогими людьми – об этом обычно свидетельствуют надписи на обратно стороне фотографий. И, конечно, они формировали автобиографическую память.

Сейчас, когда после окончания войны прошло более 60 лет, снимки военного времени выполняют еще одну важную роль – служат важным источником историко-антропологического изучения прошлого. Используя возможность расспросить владельцев фотографий, мы попытались выяснить, где и при каких обстоятельствах делался тот или иной снимок, с каким чувством позировал перед объективом его герой, какова была дальнейшая его судьба. Публикация этих снимков и комментариев к ним поможет на некоторое время перенестись в те годы, восстановить такие детали военной повседневности, о которых может вспомнить только участник далеких, но таких значимых для нас лет.

Фотография Г.С. Кнабе

Фотография Г.С. Кнабе 1

Фотография Г.С. Кнабе 2

Групповой снимок и его увеличенный фрагмент. Последние дни октября – начло ноября 1941 г. (Г.С. Кнабе – первый внизу справа)

 1-я рота 1-го батальона 3-го полка Северо-Западного фронта в пору ее формирования.  Снимок сделан в помещении Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Рота была сформирована 15 октября 1941 г. в университете (тогда еще ИФЛИ) из студентов, выразивших желание пойти на фронт добровольцами («а куда же еще идти?»). Молодые люди были направлены в райком партии, затем, не заходя домой но получив возможность предупредить родных, оказались в помещении Океанографического института, где и оставались до конца октября, когда выступили на фронт. В помещении Сельхозакадемии шли занятия по знакомству со стрелковым оружием (канадскими винтовками времен Первой мировой войны). Там, в одном из залов и сделана фотография (по инициативе руководства). К Г.С. Кнабе фотография попала уже после войны как копия с ее оригинала.

Фотографии В.Ф. Мельника  (публикуются впервые).

 Фотографии В.Ф. Мельника 1

Снимок 1943 г. 35-й Запасной стрелковый артиллерийский полк, в котором служил В.Ф. Мельник, был сформирован под Моздоком, затем передислоцирован в Тбилиси. Оттуда, уже в составе 638-го зенитно-артиллерийского полка ПВО отправлен на Белорусский фронт. Фотография сделана в Тбилиси, в  маленькой фотомастерской. 17-летний солдат Владимир Мельник отослал ее сестре на Кубань. (В селах тогда сохранялась сформировавшаяся еще до революции традиция собирать под стеклом в одной рамке разнокалиберные фотографии родителей и родственников.)

Фотографии В.Ф. Мельника 2 

Снимок августа 1945 г., Берлин. На фото стоят (слева направо) старшина Лаптев, командир роты Новиков, командир взвода Демидов и сам Владимир Мельник. На замечание о хорошем качестве снимка наш герой сообщил: снимал один из однополчан немецким аппаратом (трофейные фотоаппараты в Берлине находили в оставленных жителями домах).

Фотографии В.Ф. Мельника 3

Фото 11.08.1946 г., Берлин. В.Ф. Мельник в составе 638-го зенитно-артиллерийского полка ПВО (уже 20-летний сержант, старший радист, раненный в ногу) дошел до Берлина, где и расписался штыком на стене Рейхстага. Об обстоятельствах фотографирования рассказывает так: «мы были хозяева в Берлине, ходили по городу, решили сняться. Фотографию с надписью решил послать на родину, на Кубань,  племяннику Николаю, которому тогда было 11 лет  («посмотри и не забывай», как гласит надпись на обороте).

Фотографии В.Ф. Мельника - оборот 

Оборотная сторона предыдущего снимка.

Фотография Н.Г. Михайлова (публикуется впервые).

 Фотография Н.Г. Михайлова

Снимок сделан в Кронштадте в сентябре 1944 г. Николай Григорьевич прибыл  туда для поступления в Высшее морское училище. Кроме того, он увиделся с братом, который прослужил в Кронштадте всю войну на военном катере «Бессмертный». Фотографирование в этом суперзакрытом городе-крепости было запрещено, но, как мы видим, этот запрет нарушался (снимок сделан одним из матросов, приятелей брата).