Клаус Хедль "Конструирование еврейского тела"

Клаус Хёдль, Университет г. Грац (Австрия)

Конструирование «еврейского тела»

Определение тела как еврейского, т.е. выявление специфических соматических свойств, склонностей к определенным болезням или особенностей ума, которые приписывались евреям чаще, чем другим этническим/религиозным группам, было средством прочерчивания границы между ними и обществом в целом в тех случаях, когда евреи отказывались от своих религиозных и культурных обычаев и начинали походить на неевреев по своей одежде и манерам. Парадигматическими знаками отличия являлись специфические (еврейские) речь или взгляд. Даже если евреев нельзя было внешне отличить от неевреев,  считалось, что они имеют тела,  которые с большой долей вероятности содержат некие болезненные свойства.

Приписываемые или действительные, бросающиеся в глаза или скрытые, соответствующие знаки различий служили цели возвращения евреев в угнетенное социальное положение, т.е. являлись противоположностью существовавшей тенденции к обретению ими равного статуса.

С этой точки зрения конструирование еврейского тела следует понимать как безусловно политический процесс, и исследователи, изучавшие евреев и их якобы биологически детерминированную инакость, являются выразителями вполне определенных политических интересов. Это не означает, что антропологи и специалисты в области медицины всегда сознательно проводили какую-то конкретную политику. Однако их исследования могли совпадать с той или иной политикой и служить поддержкой конкретных политических интересов.

Политическое измерение "еврейского тела" может быть лучше всего понято через анализ его дискурсивной организации в ситуации с воинской службой. В Центральной Европе конца XVIII и XIX вв. исполнение воинской обязанности рассматривалось как условие получения полного гражданства. Для евреев эта связь составляла проблему. В целом, большинство их настойчиво стремились приобрести статус полноправных граждан и также пройти воинскую службу. Однако в силу телесной организации непропорционально большая их часть считалась непригодной для армии. Многие врачи и другие поборники еврейской эмансипации заявляли, что евреи не способны вынести тяготы солдатской жизни. Это суждение было исключительно убедительно сформулировано в новаторской книге Christian Wilhelm Dohm Über die bürgerliche Verbesserung der Juden и позже подхвачено другими учеными. Физиологическими недостатками, которые, как полагалось, не позволяли непропорционально большому числу евреев проходить воинскую службу, считались плоскостопие или особая походка, не дававшие возможности проходить большие расстояния, узкая грудная клетка и др. Таким образом получалось, что евреи имеют специфическую физиологическую конституцию, которая отличает их от неевреев и не позволяет выполнить важнейшее требование для превращения их в полноправных граждан.

Образ «еврейского тела» как болезненного и в целом неспособного вынести тяготы солдатской жизни был широко распространен. Хотя некоторые из обнаруженных особенностей, как, например, узкая грудная клетка, скорее всего, были более распространены среди евреев (в первую очередь восточноевропейских) вследствие крайней бедности, их истолкование как индикатора телесной организации, слишком слабой для перенесения тягот жизни военного, было плохо подкреплено эмпирическими данными.

В значительной мере этот образ служил антиеврейским политическим целям. Однако политика не осуществляется в одностороннем порядке, и обладание властью не сводится к однонаправленным действиям тех, кто имеет возможность использовать силу в отношении людей, обладающих меньшими правами. Угнетенные также влияют на отношения и внутри своей группы, и с власть имущими, хотя способы их воздействия менее результативны и очевидны по сравнению с противной стороной. Пример еврейского тела может хорошо проиллюстрировать это взаимовлияние: евреи никогда не были только пассивными объектами изучения, они также принимали активное участие в  конструирование специфической еврейской телесности. Еврейские врачи – так же, как и нееврейские – осматривали евреев, формулировали свои выводы в научных понятиях и получали результаты, поддерживающие гипотезу о специфической еврейской телесной организации.

Часто результаты исследований, предпринятых евреями, совпадали с имевшимися, но интерпретировались иначе. В других случаях результаты еврейских исследований отличались от уже существовавших или опровергали их. В последней ситуации евреев можно рассматривать как действующих ради достижения своих собственных интересов, противостоящих намерению многих неевреев подорвать их политический статус.