Иоскевич Я. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции. Становление кинокультуры (1895–1939). Издательство РИИИ, Санкт-Петербург, 2009

 ios

Оглавление

ГЛАВА ПЕРВАЯ (1895–1908). Изобретение кинематографа. Первая люмьеровская программа. Ярмарочное кино. Кинотрюки. Игровые фильмы Жоржа Мельеса. Кинофеерия «Путешествие на Луну». Монополия Шарля Пате. Первые киножанры. Хроника подлинная и инсценированная. Кинопроизводство и творчество – сотрудники и антагонисты. «Фильм д’Ар». Фирма Гомона. Фильмы-погони. Рождение экранной комедии. Андре Дид. Макс Линдер. Первые мультипликации.

ГЛАВА ВТОРАЯ (1909–1913). Социокультурное самоопределение кинематографа. Совершенствование кинотехнологий. Кино и массовая печать. Кинотворчество А. Антуана. Преодоление театральности в комедийных и приключенческих жанрах. Макс Линдер. Деятельность фирмы Гомон. Луи Фейад и серия «Жизнь как она есть». Серии «Фантомас» и «Жюдекс». Появление на экране социальной тематики.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ (1914–1918). Первая мировая война. Резкий спад кинопроизводства. Пропагандистские и развлекательные задачи фильма в условиях военного времени. Дебют Абеля Ганса. «Я обвиняю»: авторские намерения и прокатная судьба картины. Утрата французским кино ведущего положения в мире.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ (1919–1923). Американский фильм – новый фаворит французского экрана. Эволюция национального кинопроизводства. Кино в семье искусств. Поиски специфики: теория и практика. Риччиото Канудо. Луи Деллюк. «Чистое кино» Жермен Дюлак. Споры вокруг «Эльдорадо» и «Колеса». Реализм Жака Фейдера.

ГЛАВА ПЯТАЯ (1924–1929). Утверждение кино в сфере национальной культуры. Французское кинопроизводство. Выработка модели Film de qualité («Качественного фильма»). «Большой» и «малый» кинематограф. Многоликость «Авангарда». Дебют Рене Клера. «Антракт». Сюрреализм в кино. Опыты Рене Шометта и Фернана Леже. Жан Эпштейн – «авангардист» и «кассовый» режиссер. «Страсти Жанны Д’Арк» Карла-Теодора Дрейера в преддверии звука.

ГЛАВА ШЕСТАЯ (1929–1934). Приход звука. Эволюция кинопроизводства, творчества, проката. Рост культурного престижа кино. Отношение к звуку творческих кинематографистов. Социальная активизация кинематографа и усиление цензуры. Популистские фильмы Рене Клера и «консервированный театр» Марселя Паньоля. Саша Гитри. «Золотой век» Луиса Бюнюэля. Идейно-художественный прогресс национального кино и новаторство Жана Виго. Утверждение экранных стереотипов. Жанровое и функциональное разнообразие французской кинопродукции.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ (1935–1939). Победа Народного Фронта. Консолидация левых сил кино. «Великая четверка». Реализм Жана Ренуара. «Великая иллюзия», «Марсельеза». Острые классовые конфликты. Политика и кино. Жюльен Дювивье – мастер Film de qualité. Предвестник «поэтического реализма» Жак Фейдер. Социально-психологическая атмосфера кануна Второй Мировой войны и творческое содружество Марсель Карне – Жак Превер. «Набережная туманов». Кино после Мюнхена.