Виктор Хохлов "День Победы на телеэкране: новый формат исторической памяти"

Виктор Хохлов

День Победы на телеэкране: новый формат исторической памяти


Согласно социологическим опросам (2007), 94% россиян считают 9 мая особенным и важным днем (в 2003 г. доля подобных ответов составляла 83%)[1]. Большинство россиян воспринимает Великую Отечественную войну как «самое значительное событие» (Л. Гудков) нашей истории; каждый второй россиянин знает о войне из личных воспоминаний и свидетельств родственников («коммуникативная память»); тему войны время от времени обсуждают в каждой четвертой российской семье[2]. Потому-то попытки ревизии славного прошлого («культурная память») вызывают весьма болезненную реакцию»[3]. Особенно когда этим занимается телевидение с его многомиллионной аудиторией и ориентацией на рейтинги[4]

Концепт «историческая память» мы понимаем вслед за Л.П. Репиной как: «Сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта (реального и=или воображаемого) и одновременно – как продукт манипуляций массовым сознанием властными инстанциями в политических целях»[5]. В ходе  доклада мы проанализируем трансформации телевизионной трансляции в День победы в 2005-2010 гг. Источниками  исследования стали печатные варианты телепрограммы, телевизионные фильмы и программы, данные социологических опросов и рейтингов.

Утренняя трансляция[6] (6.00-10.00) 9 мая 2010 года на всех федеральных каналах включала советские военные фильмы:  «Они сражались за родину» («Первый»), «Чистое небо» («Россия-1»), «Зори здесь тихие» (НТВ).  Советская киноклассика стала прелюдией хита праздничного показа.

 1

9 мая 2010 г. 10. 00 – 11.00. Военный парад. (Первый канал)

Военный парад традиционно является самым рейтинговым медиа-событием, уступая обычно только новогоднему обращению президента. Однако парад 2010 года стал исключительным: масштабное авиационное шоу, парад новейшей техники и войск стран антигитлеровской коалиции и республик б. СССР, руководители зарубежных государств на кремлевских трибунах. Парад собрал рекордную аудиторию, с чрезвычайно высокой долей[7] молодежи. Так, только на «Первом канале»[8] доля зрителей парада в аудитории от 18 до 30 лет, составила почти 60 %, а доля молодых женщин до 30 лет – 71,2 %. Как отмечает телекритик А. Бородина, это «редчайший случай» в истории телевидения[9]. Что же привело молодежь к «героико-патриотическому» экрану?

В «юбилейную пятилетку» (2005-2010 гг.) ударными темпами снимались телесериалы, где поднималась тема войны: «Штрафбат» (2004), «Последний бронепоезд» (2006), «Разведчики. Последний бой» (2008) и, конечно, «Диверсант» (2004-2008). Общественная реакция на эти проекты, профинансированные при участии государственных телеканалов, оказалась весьма неоднозначной.

 2

9 мая 2010 г. 11.30-17.00  Сериал «Диверсант. Конец войны» (Первый канал)

Трансляция продолжения телесериала «Диверсант. Конец войны» 9 мая 2010 года заняла почетное второе место в рейтинге телепрограмм Дня победы (доля 48 %). «Клюква», «фантазия на тему ВОВ» и «киноподделка» – вот лишь самые мягкие высказывания любителей военной истории на интернет-форумах. Перечисление ляпов в сериале заняло бы всю статью. Создатели выдумали несуществующие в природе разведшколы, показали современные БМП и самолеты, допустили массу логических нестыковок в сюжете. Тем не менее, с 2005 г. «Первый канал» каждый год ставит трансляцию сериала в праздничную телепрограмму[10].

«Диверсант» отразил популярные постсоветские исторические мифы: войну выиграли разведчики-сверхгерои, выполняющие невыполнимые задания, без труда уничтожающие сотни гитлеровцев; сражаются они за родину, но при этом родина в лице злых чекистов постоянно их третирует. Как заметил в интервью актер сериала К. Плетнев: «Не надо там правду искать. Если кому именно достоверность нужна, сериал смотреть не стоит, чтобы нервы себе не мотать».[11] 9 мая 2010 года трансляция сериала «Диверсант. Конец войны» заняла с небольшими перерывами на новости пять с половиной часов, заполнив собой весь дневной эфир. Успешно найденный создателями «Диверсанта» формат[12] был растиражирован конкурентами.

«Спланированный поток» (Р. Уильямс)[13] современного телевидения  уменьшает значение отдельной программы, превращая эфир в многополосное шоссе со сложными развязками. На смену отдельным программам приходят целые эфирные блоки, которые строятся в зависимости от контента конкурентов. После окончания «Диверсанта» заинтересованный зритель мог переключиться на канал «Россия-1», где  шла премьера мини-сериала  «Смертельная схватка» (доля 23%), снова посвященного нелегкой борьбе разведчиков-диверсантов, разгадывающих тайны разведки Третьего Рейха. Подобные заимствования являются нормой в сфере масс-медиа.

8 мая 2008 года телезрители канала «Россия» посмотрели  драму «Мы из будущего» режиссера Андрея Малюкова (доля 33 %). «Черные археологи», которых возглавляет  недоучившийся историк по кличке Борман, находят на местах боев где-то под Ленинградом разбомбленный блиндаж и солдатские книжки со своими фотографиями. Решив, что отравились плохой водкой «археологи» бросаются в озеро и выныривают летом 1942 года. Фильм имел большой успех у аудитории. Через два года вышло продолжение «Мы из будущего – II», в котором те же герои сражались с дивизией «Галичина» и бандеровцами[14]. В вечерний прайм-тайм 9 мая 2010 г. «Первый канал» показал премьеру фильма «Туман» (доля 34 %), с патриотическим рекламным слоганом «Родина – одна на все времена».

 3

9 мая 2010 г. 19.00 – 21.25.  Фильма «Туман» («Первый канал»)

В фильме «Туман» взвод солдат российской армии оказывался в 1941 году. Российские солдаты совершают подвиг, вызволяют из рук оккупантов современный автомат «Калашников». Они гибнут, но героическое прошлое остается неизменным. В начале ленты солдаты российской армии останавливают автобус с ветеранами, чтобы «срезать» путь на марш-броске. А в финале ожившие солдаты исправляются и вдохновенно со слезами на глазах смотрят на ветеранов. Так в конце 2000-х гг. возникает вполне законченный  телеформат – «героико-патриотический фантастический боевик о Великой отечественной войне», смешивающий советские мифы о войне и голливудские каноны[15].

 Канал «Культура» накануне праздника анонсировал неизвестное широкой публике интервью Г.К. Жукова К. Симонову.

 

9 мая 2010. 18.00-18.50 Интервью Г.К. Жукова писателю К. Симонову («Культура»)

За несколько дней до праздника другой федеральный канал показал интервью в эфире. Факт очевидного «воровства» спровоцировал скандал, настоящие «боевые действия», вплоть до угроз обратиться в суд. В то же время в тень скандала ушли впервые представленные широкой публике заявления Г. Жукова о возможности сдачи Москвы осенью 1941 года.  Подобного рода документальные проекты являются редчайшим явлением, их заменил новый телеформат – докудрама.

Фильм А. Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» был показан 23 февраля 2009 г. и получил очень высокие для подобного рода проектов рейтинги (5,4 %) и долю аудитории (22 %). Тем не менее, успешная лента получила крайне низкую оценку в профессиональном сообществе историков. «Фильм ответил на вопрос: «Зачем Красная армия штурмовала Ржев?» Нет, не ответил. Кроме версий «пустое упрямство» и шитой белыми нитками «помощи Сталинграду» нам ничего не сообщили»[16]. Автор этой рецензии историк А. Исаев упрекал авторов в непрофессионализме, фальсификациях и передергивании фактов.

 5

Кадр из телефильма «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» (НТВ)

Докудрама смешивает основные жанры масс-медиа: развлечение, новости и рекламу. В «Ржеве» стендапы ведущих снимаются непосредственно на «полях сражения», на фоне бегущих бойцов, в ставках командующих. Реконструкции делают имиджы реалистичнее, добавляя зрителям ощущения непосредственности переживания события, «здесь и сейчас».  Ведущий настойчиво подчеркивает сенсационность впервые открытых фактов, на самом деле, давно известных любителям истории. Герои отбираются таким образом, чтобы к ним можно было применить моральные оценки: так появляются злодеи –  Жуков, и герои – генерал Ефремов[17]. Сюжет концентрируются вокруг происшествий, несчастных случаев, сбоев, озарений (самоубийство генерала Ефремова). В итоге, фильм точно укладывается в формат масс-медиа и вполне соответствует формуле Н. Лумана: «масс-медиа распространяют неведение в форме фактов»[18].

В канун 60-летнего юбилея Победы проводились социологические исследования отношения россиян к войне. Из них следовало, что только 37,8% граждан России интересуются войной. В молодёжных (до 39 лет) группах этот показатель в 2 раза ниже – в пределах 17 – 22%. Среди молодежи в 2,5-3 раза больше тех, кто никого не помнит из полководцев Великой Отечественной войны и Героев Советского Союза[19]. Эти факты привели к активизации информационной политики (акция «Георгиевские ленточки» и т.п.), ориентированной прежде всего на молодежь.

В 2005 г. автор в качестве консультанта и сценариста принимал участие в создании документального сериала «По обе стороны победы» (REN-TV). Проект делался совместно с немецким телеканалом и германским посольством. Анонс фильма: «У каждого своя солдатская правда и своя память о первом дне войны, первом бое, первом ранении, о погибших товарищах и ужасах плена». Корреспонденты, работавшие над сериалом, брали интервью у советских и немецких военнопленных, жертв немецких концлагерей и советского ГУЛАГА, депортированных чеченцев и остарбайтеров, бойцов РОА и чекистов. Была предпринята попытка средствами масс-медиа разобраться с причинами массового участия советских граждан в военных формированиях Вермахта, показать сложности послевоенной судьбы «поколения победителей»[20]. Через пять лет телеканал REN-TV подготовил новый праздничный проект, посвященный истории войны. «По обе стороны победы» трансформировались в «Победителей не судят».

6a  6b 

9 мая 2010. 22.15. – 24.00. Авторский проект И. Прокопенко «Победителей не судят» (Ren-TV)

Главная идея проекта «Победителей не судят» показать то, каким образом преподавание истории в странах СНГ и Балтии ведет к ревизии итогов войны и забвению подвигов советских солдат. В фильме сюжеты о латышских, грузинских и украинских «предателях» перемежались цитатами из учебников истории стран СНГ и Балтии 1990-нач. 2000-х гг. Специально для проекта были сняты уроки истории во Львове и Риге, Тбилиси и Таллинне, с целью зафиксировать провокационные высказывания школьников по тематике ВОВ. При создании сценария были тщательно отобраны «синхроны», короткие фрагменты выступлений, которые подтверждали факт: в странах бывшего СССР происходит «забвение» подвигов советских солдат. Продюсер проекта в личных разговорах называл его «контрпропагандистским» фильмом. Появление подобного рода продукции стало еще одной тенденцией современного ТВ.

9 мая 2010 года канал «Россия-1» показал телевизионный фильм под названием «Урок истории». В сценарии фильма сплетены реплики ведущего (А. Галибин), интервью  школьников и «известных» петербуржцев (Шнура, А. Фрейндлих, А. Городницкий, и др), постановочные реконструкции о военной жизни. Но стержнем 45-минутного фильма стала съемка как бы «реального» урока истории. В первых кадрах зритель видит нервничающую учительницу, которая пытается увлечь скучающих и болтающих с помощью смсек подростков темой «Ленинград в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»[21].

  7

9 мая. 2010. г., 12.15-13.00,  «блокадный хлеб», кадр из фильма «Урок истории» (телеканал «Россия-1»)

По ходу своего «урока» автора фильма «вернули» школьникам интерес в войне, «укрепили» патриотизм. Стоило учительнице показать норму блокадного хлеба, как ее ученики уже внимательно слушают рассказ о жертвах блокады. Любопытной представляется аргументация, которой авторы переубедили школьников сдавать Ленинград немцам. В финале учительница показала детям анимацию о возможных итогах подобного действия. Анимацию сопровождал текст ведущего: «Ведь если бы сдали Ленинград, то после войны город застроили бы громадные сталинские высотки, дворцы советов и башни коммунизма». «Уроку истории», пытающемуся встроить советскую мифологию в постсоветские реалии, была оказана государственная поддержка, подкрепленная участием в проекте премьер-министра В.В. Путина.

Как отметила известный культуролог Вера Зверева: «В российской культуре идет постоянный, но совсем не отрефлексированный процесс приучения зрителей к понижающему стандарту»[22]. Можно констатировать, что в 2000-е гг. телепродукция федеральных каналов, посвященная войне,  прежде  всего была ориентирована на молодежную аудиторию, и целью ее было возвращение интереса к героике войны. Для достижения этой цели телевидение использовало отработанные форматы (модели презентации): боевик, докудрама, также был разработан новый формат – молодежная фантастика. Эти реконструкции и фантастические версии вытеснили из телетрансляции 9 мая (2010) истории о реальных человеческих судьбах и фактах войны. 

Количественный рост «военной» телепродукции, «уроки истории», усилил сакральность темы[23]. Как показала трансляция Парада победы, молодежь вернулась к «героико-патриотическому» экрану. Однако элементарные знания о войне в молодежной среде продолжают деградировать. В ходе социологических опросов молодежи, дату начала войны вспомнили только 53% респондентов.[24]  Доминирующий образ войны , формируемой  сериалами типа «Диверсант» и фильмами «Туман», упрощается, все более напоминая модные компьютерные «стрелялки». Так при всем пиетете по отношению к ветеранам история войны была упакована в форматы масс-медиа, со всеми вытекающими последствиями для исторической памяти.

 

.

 



[1]  17.05.2007, Опрос населения. Георгиевские ленточки / База данных ФОМ  Режим доступа http://bd.fom.ru/report/cat/hist_ro/world_war_2/d072022 свободный. 8.04.2011

[2]  В. Федоров. Новые бои за историю / Профиль, 26 апреля 2010, № 15-16, с.32

[3]  Можно упомянуть скандальное шоу «Суд времени», где на грани истерики обсуждалась проблема: «1941 год. Сталинская система провалилась или выстояла?» или предложение министра С.К. Шойгу о введении уголовного преследования за фальсификацию историю, сделанное после просмотра телевизионного фильма А. Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова. – Прим.авт.

[4]  Телерейтинг,  количество индивидуумов, составляющих целевую аудиторию телепередачи и смотрящих ее в данное время, отнесенное к обшей численности людей, имеющих техническую возможность смотреть телевизор, т.е. потенциальных телезрителей. Прим. авт.

[5]  Л.П. Репина.  Историческая память и современная историография / Новая и новейшая история. 2004. № 10. С. 40

[6]  Для современного телевидения куда более значимой категорией при медиапланировании, чем отдельная программа, является понятие слот — блок телетрансляции. Утренний слот (до 10.00) отличается самыми низкими рейтингами.  В нач. 2000-х гг. телеканалы предпочитали ставить советскую киноклассику в День Победы на более рейтинговый дневной слот или вечерний прайм-тайм. Прим.авт

[7]  Доля, процент аудитория конкретной рассматриваемой передачи, отнесенная к общей аудитории телезрителей, смотрящих телевизор в данное время. Прим.авт.

[8]  Военный парад 9 мая 2010 г. транслировали 5 каналов, но большинство россиян традиционно предпочитают смотреть его на «Первом канале». В 2010 году – 50 % аудитории. Прим. авт.

[9]  А. Бородина. «Первый канал» привел молодежь в День Победы // Газета «Коммерсантъ»   № 83 (4383) от 13.05.2010  

[10]  Сериал впервые был показан в сентябре 2004 г. во время траура по погибшим детям в Беслане, из-за чего шел без рекламы. С этого времени «Первый канал» регулярно ставит «Диверсанта» и его продолжения в телепрограмму Дня Победы и каждый раз получает рекордную аудиторию. Прим. авт.

[11]  Диверсант. Конец войны»: Лейтенант Бобриков отслужил в киновойсках // Комсомольская правда. 20.11.2007.

[12]  Подростковым аналогом сериала «Диверсант» стал фильм «Сволочи» (2006), в котором боевиков-подростков – бывших уголовников готовят в спецшколе для выполнения бессмысленных сверхсекретных миссий. «Пацаны», преданные своим чекистским начальством,  вопреки всему выживают в невероятных условиях и в финале встречается на развалинах школы на фоне празднующих 9 мая ветеранов  – Прим. авт.

[13]  Согласно Р. Уильямсу, современная телевизионная программа не состоит из дискретных единиц, с определенными вставками,  но является «спланированным потоком», в котором «подлинная серия» – это «последовательность, трансформированная включением другой последовательности» (R. Williams. Television. P. 86-86).

[14]  См. В. Хохлов. Великая Отечественная война в современном российском кино: продолжение в фэнтези-будущем  / Новый исторический вестник. М. 2010, № 23. 2010.

[15] «Все так, как было», так оценил знаменитый летчик А.И. Покрышкин первый показ фильма «В бой идут одни старики».  (Сайт Леонида Быкова. Режим доступа http://www.leonid-bykov.ru/staty/33.htm свободный. 10.04.2011) С 2009 года Первый канал ставит культовую советскую ленту в праздничный прайм-тайм в модной колоризированной версии.

[16]  А. Исаев. Скандал, интрига, но не расследование. / Военно-исторический форум Режим доступа http://forums.vif2.ru/showthread.php?t=590 свободный

[17]  Автор предлагал студентам проанализировать телефильм «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Вот характерное замечание: «Создатели фильма навязывают мнению о том, какой Жуков плохой». Характерно, что в следующем фильме А. Пивоварова «Вторая ударная. Преданная армия Власова», журналист снова возвращается к трагической теме генерала Ефремова. Прим. авт.

[18]  Н. Луман. Реальность массмедиа. М., 2005. С. 45

[19]  Е.П. Тавокин, И.А. Табатадзе. К вопросу об исторической памяти о великой отечественной войне // Социологические исследования.  2010, № 5. C. 62-66

[20]  В 1-ой половине 2000-х гг. в прокат вышли художественные фильмы о войне «Свои» (Д. Месхиев), совместное производство с «Первым каналом», «Кукушка» (А. Рогожкин) и др. На наш взгляд, они показывали разные грани войны, жизнь в оккупированном тылу, участие в войне случайно вовлеченных в нее людей. Немецкая исследовательница .Изабель де Кегель увидела в них «необычные перспективы», оставшиеся, однако, не реализованными. Прим. авт.

[21]  Съемки урока в школе в своих художественных приемах воспроизводят стилистику нашумевшего псевдодокументального сериала «Школа» (реж. В. Гай-Германика). На наш взгляд, с меньшим талантом и пониманием жанра. Прим. авт.

[22]  В. Зверева. Телевидение понижающего стандарта // Искусство кино,  № 1, Январь  2009, C. 125-136

[23] Для телефильма «Победителей не судят» автором доклада были сняты уроки в Москве и в подмосковном поселке Крюково. По решению продюсера фильма, они не вошли в окончательную версию фильма, как оскорбляющие память ветеранов. Постсоветские школьники обвиняли в развязывании войны Польшу и Украину, вторжение в СССР отнесли к 30 сентября 1941 и насчитали 38 панфиловцев. Прим. автора.

[24]  В. Федоров. Новые бои за историю / Профиль, 26 апреля 2010, № 15-16, с.32